Шаг по реструктуризации Google и созданию холдинга Alphabet, который объединит в себе все дочерние проекты интернет-гиганта, с точки зрения управления бизнесом вполне логичен. Но вот вопрос — почему же руководители выбрали для такой мегакорпорации столь непримечательное название?
На вопрос вполне доступно и содержательно ответил сам Ларри Пейдж. Но задумывался ли кто-то из управленцев Google об этимологии и истории самого понятия «Алфавит» (как вы понимаете, это русский перевод слова «»)? Само собой, делая ставку на такое простое слово, известное всем чуть ли не с пеленок, руководители Google апеллировали к его значению, определяющему собрание всех букв, основу для системы письма. Однако стоит учитывать и то, что само слово «alphabet» собственно в английском языке существует не так уж и давно, какие-то пять столетий. В древнеанглийском языке алфавит определялся словом, сформированным из четырех первых букв азбуки – «». В среднеанглийском языке это слово сократилось до «», и сейчас алфавит также часто называют «» на английском.
В 1500-х, когда было крайне популярным классическое образование, в английском языке появилось заимствованное слово из Латыни «alphabetum», которое в свою очередь произошло от греческого «alphabetos». Это понятие происходит от названий первых двух букв греческого алфавита – «» и «».
В свою очередь у этих греческих названий букв финикийские корни. Иероглиф, обозначающий «alpha» передавался изображением коровьей головы, он произошел от финикийского слова со значением «вол». А вот «beta» означало «дом», и изображение этого слова передавалось в виде дома. Соответственно в буквенной системе эти значки в итоге стали символизировать первые буквы слов, которые они изображали.
В английском языке слово «alphabet» утратило свое оригинальное звучание, как в греческом. Слова «alpha» и «beta» обрели собственные значения — «первичный» и «вторичный», когда речь шла о важности явлений, предметов или понятий. Астрономы, например, используют буквы «альфа» и «бета» для обозначения самой яркой и второй по яркости звезд в созвездиях.
В конце 1930 годов зоологи также стали пользоваться понятиями «альфа» и «бета» для определения главенствующих и вторых по старшинству самцов в стаях. Более того, сейчас эти понятия используются даже, когда речь идет о профессиональных сообществах (в шуточном, ироничном и неформальном контексте, конечно). Кремниевая долина — не исключение, здесь фанаты своей профессии зовутся «альфа-гиками» и «бета-гиками» в зависимости от их погруженности в работу.
Однако в технических кругах все же эти две буквы используются чаще всего, когда речь идет о тестировании ПО. Мы прекрасно знаем, что первые «альфа-тесты» программ проводятся внутри компаний-разработчиков, а уже «бета-тестирование» носит более массовый и публичный характер. Кстати, Google любит содержать многие свои программные продукты в состоянии вечных «бета-версий», просто регулярно подновляя их.
А вот аллюзия мистера Пейджа по поводу «альфа-ставки», или «альфа-бет», с отсылкой к терминологии фондового рынка, демонстрирует новые значения для слов «alpha» и «beta». Они популярны в среде финансовых аналитиков, специалистов по финансовой математике. Таких людей еще называют «the quants».
В 2010 году один из журналистов Скотт Паттерсон дал в своей книге «» определение понятиям «alpha» и «beta». Так, «alpha» на языке финансистов означает доход на инвестиции, который превосходит основной биржевой индекс — такой себе супер-доход. В то время как «beta» — это простейший доход, который может получить на бирже просто человек с улицы, не особо разбирающийся в торгах.
По словам Паттерсона, «альфа-доход» символизирует некие эфемерно гигантские прибыли. Конечно, Google даже на данный момент приносит своим инвесторам более чем эфемерные доходы, так что отсылка к «альфа-бет» в новом контексте означает, что руководство компании планирует работать в том же духе и впредь. [WSJ]
Уверен, что некоторые читатели могут возразить, мол, доходы от рекламы падают и, вообще, как-то у Google дела сейчас «не фонтан». Но давайте взглянем на работу компании чуточку глубже и немножко пофантазируем. Реклама для Google — это лишь инструмент, чтобы добывать деньги здесь и сейчас. Затем финансовые потоки перенаправляются в совершенно иные области человеческой деятельности: медицина, наука, искусственный интеллект. Вот где скрываются действительно баснословные прибыли, но это лишь побочный продукт. В основе же лежит эволюция и дальнейшее развитие человечества, как единого организма, способного достигать новых высот.
В аналогичном ключе работает и Apple, и IBM, и многие другие высокотехнологичные компании. Сегодня Apple продает iPhone и зарабатывает на них деньги, а через 10 лет это будут нейроинтерфейсы, наносимые на сетчатку глаза наноэкраны, встраиваемые в нервную систему импланты. Они тоже будут приносить деньги, а те, в свою очередь, направляться на дальнейшие разработки, позволяющие еще сильнее расширять горизонты людских возможностей.
Не верите? Посмотрите на историю IBM. Ее фундаментальные разработки фактически лежат в основе всех современных компьютеров. А ведь работала компания тоже ради дохода, который преобразовывала в новые изобретения, разработки и достижения.
Google в первую очередь воспринималась и воспринимается как компания, которая заведует поиском в Сети, а теперь еще и самой популярной мобильной платформой в мире. Но на самом деле она давно вышла за эти рамки, чему яркой демонстрацией стало появление Alphabet. Кто знает, может быть мы являемся свидетелями рождения одной из всемогущих мегакорпораций будущего, о которых так любят рассказывать писатели-фантасты.
Источник: