Начался рейд советского ледокола длиной в несколько лет.
23 октября 1937 года
Ледокол «Георгий Седов» 78 лет назад отправился в 812-дневный арктический рейд. Судно названо в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова, посвятившего жизнь научным экспедициям и дальним плаваниями. Строительство ледокольного парохода началось 25 декабря 1908 года и до конца 1909 года было завершено. Работы велись в порту города Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд. Министерство торговли и промышленности России приобрело судно в 1916 году.
В конце очередной исследовательской экспедиции ледокол «Георгий Седов» был направлен в море Лаптевых на помощь коллегам. Ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин» не смогли покинуть юго-западную часть моря Лаптевых до наступления ранней зимы. В результате «Георгий Седов» начал продвижение в их направлении для помощи в пробивании льда, который из-за погодных условий быстро затягивался. 23 октября 1937 года все три ледокола не смогли выйти из льдов.
Через 7 дней от начальника Главного управления Северного морского пути пришёл приказ экипажам о переходе на зимовочное положение. 3 апреля 1938 года к месту пребывания ледоколов вылетели самолёты для эвакуации людей и забрали 22 человека. Ещё 83 человека спасли 18 апреля, а 26 апреля эвакуировали дополнительно 79 моряков. После этого на каждом из кораблей осталось по 11 человек. Из-за повреждённого рулевого управления «Георгий Седов» остался на вторую зимовку.
В конце сентября 1939 года из-за движения льда судно накренилось, в результате чего началось затопление холодильного отсека. К полуночи вода стала поступать внутрь. Крен ледокола на правый борт увеличился с 18 до 30 градусов. 3 января 1940 года вблизи «Георгия Седова» появился ледокол «Иосиф Сталин» и уже 13 января вывел повреждённое судно на чистую воду. За время дрейфа «Георгий Седов» преодолел расстояние в 5322 км. 3 февраля состоялось возвращение в Москву, где все члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.
Источник: