Скрытый смысл дизайна «космического корабля» Стива Джобса

Большинство архитекторов сегодня, даже наиболее креативные и продвинутые не разделяют взгляды Стива Джобса на то, каким должен быть офис современной технологической компании. Даже самой новаторской. Дизайн новой штаб-квартиры Apple в Купертино, которая проектировалась в виде только что приземлившегося космического корабля, вызывает много вопросов.

Официальный представитель Американского института архитекторов даже спросил, действительно ли офис должен выглядеть как летающая тарелка? Стив уже не даст ответа на этот вопрос. А вот Эд Кетмелл, один из создателей и президент студии , проработавший бок о бок с Джобсом 26 лет, может пролить свет на мировосприятие иконы технологического мира.

Внутри офиса киностудии Pixar

В своей книге «Creativity Inc.» Кетмелл посвятил одну из глав именно сотрудничеству с Джобсом. Как известно, Стив решил не вмешиваться в дела мультипликационной студии, когда ее приобрел. По его мнению, в Купертино немного знали о компьютерном кинопроизводстве. Так что максимум, что сделал Стив Джобс для Pixar — это его разработка и постройка офиса киностудии. В дизайне ощущается подход Apple к созданию качественных и стильных продуктов. Хотя, по словам Кетмелла, процесс взаимодействия никогда не был простым.

Первые задумки в плане дизайна у Стива были связаны с необходимостью взаимодействия сотрудников. Во время выездного собрания, нацеленного на обсуждение планов, в 1998 году многие работники возмутились решением Джобса сделать в офисном здании лишь по одной уборной для мужчин и для женщин. Стив уступил, но оказалось, что он был крайне огорчен непониманием сотрудников. Он всего лишь хотел объединить людей вне необходимости. То есть, заставить их общаться в офисе не только в туалетах. В самом начале ему пришлось с большим трудом доносить до сотрудников эту идею.

Далее, он хотел отвести по отдельному зданию под каждый создаваемый нами анимационный фильм. Каждая команда должна была взаимодействовать с максимальной пользой в собственном пространстве, не отвлекаясь на другие проекты.

Во мне не было уверенности, что это хорошая идея. Так что я предложил Стиву небольшую экскурсию. Мы прибыли в Бербанк, шт. Калифорния, и отправились в современное четырехэтажное здание на Торнтон Авеню под названием Northside, тогда принадлежавшее Disney Animation. Там располагалась команда, работавшая над известным 3D фильмом «Динозавр» и другими проектами.

После часовой экскурсии по офисам я увидел, что Стив начал понимать мой посыл: люди, работающие в разных зданиях над разными проектами, окажутся в изоляции. Но на наглядном примере он увидел, что работники напротив выгодно используют возможности открытого офисного пространства, обмениваются информацией, обсуждают творческие идеи. Стив в принципе был сторонником идеи случайного взаимодействия сотрудников, он осознавал, что креативность — результат отнюдь не отшельнического существования. Но наша поездка в Northside помогла ему еще больше утвердиться в этом понимании. Ведь в творческом коллективе разделение групп людей в зависимости от проектов, в которых они заняты, оказывается контрпродуктивным.

Читайте также  Как надо проводить старты продаж Apple

После этой поездки он вновь встретился со своими архитекторами и изложил им идею дизайна одного общего здания. Все в этом проекте было направлено на способствование взаимодействию и общению. Так процесс кинопроизводства должен был основываться на нашей общей деятельности.

Наконец, Стив контролировал каждую деталь в постройке нашего нового офиса — от арочных мостов из стали в центральном атриуме до формы стульев в кинозалах. Он не хотел, чтобы людям даже казалось, что между ними есть какие-то барьеры. Так что даже лестницы были сделаны открытыми. Джобс запланировал единственный вход в общее здание – чтобы мы виделись друг с другом, приходя на работу. У нас были переговорные комнаты, комнаты для отдыха, почтовое отделение, три кинозала, игровое пространство и место для приема пищи — все в центре атриума. Там и по сей день все сотрудники собираются, чтобы поесть, поиграть в пинг-понг, посетить брифинги с главами Pixar. Все это способствовало бесконечному взаимодействию. Люди общались друг с другом дни напролет, случайно встречаясь, и это выливалось в более продуктивную коммуникацию. В здании можно было ощутить живую энергию. Стив продумал все эти моменты, с металогикой философа и педантичностью ремесленника. Он всегда верил в возможности умело сочетаемых простых материалов. По его желанию сталь в здании не окрашивалась, а стеклянные двери располагались вровень со стенами. Не удивительно, что, когда новое здание открылось в 2000 году, через четыре года после планирования и постройки, сотрудники Pixar назвали его «фильмом Стива». (Здесь прослеживается аналогия с реальными кинопроектами, работа над которыми ведется в течение примерно четырех лет — прим. ред.)

Как и Pixar в свое время, Apple давно переросла свою старую штаб-квартиру. Планируя новое здание, Стив Джобс сотрудничал с британским архитектором, сэром Норманом Фостером. Оно должно было вмещать в себе все 12 тыс. работников компании и при этом так же обеспечивать их свободное взаимодействие. Летом 2011 года глава Apple представил свой план в муниципальном городском совете Купертино, и это, кстати, был последний выход Стива на люди. [Fortune]

Новости по теме:

  • Кампус Apple в Купертино — старая история и новые детали
  • Apple Campus 2 приобретает очертания на строительной площадке
  • Архитектор Норман Фостер рассказал об истоках идеи дизайна Campus 2

Источник: iphones.ru

RIOS