В феврале 2012 года в лабиринтах Таганских переулков открылся первый в России музей техники Apple. О том, как создавалась коллекция, что двигало её создателем, как все это переросло в выставку и чего ожидать в будущем, мы узнаем из интервью с Андреем Антоновым.
Страсть к коллекционированию. Именно так можно назвать увлечение Андрея. Страсть возникла не на ровном месте. Как и все дети 70-х годов прошлого столетия, он был пойман на крючок филателии. Кроме увлечения марками, был интерес к технике, приведший к поступлению в Рязанский радиотехнический институт. Там и была выбрана основная профессия.
Так бы и трудился Андрей на благо родины в НИИ радиофизики, если бы не изменения геополитической ситуации в мире и конкретно СССР.
В.К. Первое знакомство с техникой Apple?
В начале девяностых, я покинул НИИ Радиофизики и ушел в компанию, которая продавала компьютерную технику для издательств. Это достаточно сложное оборудование, тем более в середине девяностых, это были не просто «персоналки», а сложные программно-аппаратные комплексы.
Техникой я интересовался всегда, был большим апологетом Windows. Версию 3.0 много кому устанавливал, неплохо знал эту систему. С Маком меня сначала познакомили друзья из ИД Коммерсант, это был просто «космос» по сравнению с нашими АТ (речь о ПК, с процессором Intel 80386). Он мне тогда сразу понравился больше чем ПК на Windows – не надо было тратить много времени на настройку, включили и сразу работаем. И только спустя несколько лет, работая в компании «Терем», я полностью начал работать на маках.
В.К. Когда начали коллекционировать технику Apple?
К 96 году я перешел в фирму DPI, которая являлась официальным дистрибьютором Apple в России. Которой руководил Евгений Юрьевич Бутман, с ним впоследствии и был создан Музей.
Именно там я и начал коллекционировать. У Apple тогда были тяжелые времена, Джобс еще не вернулся, и нужно было как-то стимулировать продажи. И дилерам была предложена акция trade-in – приносите старые маки и получите скидки на новые компьютеры.
Вот так вот для себя и я начал собирать эту коллекцию. Выкупал за небольшие деньги приносимые экспонаты, дома чистил, приводил в рабочее состояние. Плюс в Москве была своя макинтошная «тусовка», не очень большая, но существовал свой костяк, который регулярно собирался, обсуждали, делились новостями.
В.К. Как долго собиралась коллекция?
В 2002 году я уже работал в полиграфическом комплексе «Пушкинская площадь» начальником отдела допечатной подготовки.
Там было больше возможностей хранить технику – большие площади. Компьютеры разбирались, очищались от пыли и грязи, приводились в подобающий вид.
В своё время техники накопилось настолько много, что приезжающие гости стали советовать организовать музей.
В.К. Как были сделаны первые шаги? Кто помог и как?
Первый шаг был сделан при помощи тележурналистов компании SLTV, которые сняли первый ролик о будущем музее.
Ну, а потом Евгений Юрьевич предложил свою помощь с помещением, в итоге открылись мы 3 года назад, в конце февраля. Было много журналистов, сначала были в небольшом помещении по соседству, а к августу перебрались сюда, где и живем до сих пор.
В.К. Видел, что у вас есть очки с вечеринки Apple
Да, их выпустил Возняк в начале 80-х, всего 30 штук. Раньше многие посетители в них фотографировались, но сейчас не разрешаю почти – не хочется проверять теорию вероятности, могут сломаться. Поэтому убрал от греха подальше.
В.К. Как они к Вам попали?
На eBay, когда такого бума вокруг Apple не было. Была, конечно «драчка» за них, но цена в любом случае была не сравнима с действующей, да и найти их не так просто.
В.К. Еще обратил внимание что присутствует Newton в прозрачном корпусе
К сожалению, это не прототип, а просто образец для разработчиков, который раздавался на одной из специализированных конференций. Прототипы, – очень дорогостоящие и требуется совсем иной уровень финансирования для их приобретения.
Из прототипов у меня есть только TV-приставка, которая так и не была запущена в серию.
А так да, есть Newton 110 в прозрачном корпусе. Является первой самостоятельной работой Джонатана Айва, на тот момент трудившегося под руководством Роберта Бруннера.
В.К. Вопрос про деньги? Не думали продать Apple I?
Это реплика (смеется). На Apple I у нас денег не хватит.
Я купил её у одного инженера из Юго-Восточной Азии. Она у меня достаточно давно, на оригинал рассчитывать не приходилось, а на экскурсиях надо показывать не только картинки. Недавно запустили и поставили в экспозицию.
В.К. Вы упомянули, что опасаетесь за целостность очков. А что с другими экспонатами, часто ломают?
Нет, вы знаете, если они ломаются, то скорее сами по себе. То диск накроется, то еще какая-то поломка. За всю историю музея не было ни одного случая вандализма.
Да и в целом, я на это смотрю достаточно спокойно. Ну бывает, не преднамеренно мышку уронили или еще что-то. Это не беда, никто от этого не застрахован. А железо оно чинится. И никогда за это не ругаю, и уж тем более не требую возместить финансово.
У нас нет табличек «Не трогать», у нас все можно, только пальцы в розетки не суйте (смеется). Вопросы задавать можно, играть на компьютерах можно. Музей именно таким и должен быть. Людям нужно дать возможность почувствовать, что было 30 лет назад.
В.К. Давайте поднимем тему финансирования музея. Не думали обратиться в Apple?
Apple странная компания – они даже музеи у себя в стране не поддерживают. Хотя в Америке есть коллекции и побольше и редкостей в них хватает. Мы по интернету общаемся с коллегами, обсуждаем разные вопросы.
Сейчас Apple новый кампус строит, коллекционеры готовили петицию, чтобы сделать там уголок памяти. Но они придерживаются какой-то своей корпоративной логики. Ведь когда Джобс вернулся в Apple, у них там был небольшой музей. Он очень ревностно относился ко всему, что было сделано без него, особенно при Скалли. И он сказал, что все это нужно либо выкинуть, либо раздать в университеты: «Мы назад не смотрим, – мы смотрим в будущее!». И все, это политика компании, часть её ДНК.
В.К. А какой формат музея вообще видится?
У меня есть знакомые коллекционеры, с которыми мы задумали одну интересную вещь. У одной команды – большая коллекция российских компьютеров, порядка 150 экземпляров, все в рабочем состоянии. У другого коллеги – огромный набор видеоприставок, начиная с 70-х годов. А третий владеет внушительной коллекцией мобильных технологий.
Вот мы недавно собирались, обсуждали. Было бы здорово, сделать большой музейный кластер.
В.К. Спасибо за интервью, что-нибудь хочешь пожелать нашим читателям?
Кто не знает историю, обречен повторять ошибки прошлого. Ходите в музеи.
А в адрес могу сказать – ребята, попробуйте использовать потенциал, который есть в моем музее. Сейчас все тематические ресурсы похожи один на другой, контент одинаковый, банально не интересно становится читать. А у меня есть множество литературы, которой нет в цифре и по которой можно делать очень глубокие исследования. Это даст эксклюзивный материал ресурсу и заинтересует читателя, а я, в свою очередь, окажу помощь в его составлении.
Эпилог
После интервью я надолго застрял у полок с журналами и книгами, в которых отражена история великой компании. На страницах книг обнаружил уникальнейшие прототипы, с которыми Apple экспериментировала в начала 90-х.
И это только один из прототипов. Поэтому всем заинтересованным рекомендую посетить музей и самостоятельно увидеть эксперименты с навигационными системами в 1990 году – варианты ноутбуков конца 70-х, прототипы носимых компьютеров и многое другое. А самое главное, не стесняться расспрашивать Андрея. Он легко делится знаниями.
Ещё можно получить возможность поработать за редчайшими моделями маков, например с Twenty Anniversary Mac.
Помоги музею
Сейчас музей находится в сложном положении и нуждается в нашей помощи. Средств от экскурсий и продажи сувениров не хватает на оплату аренды помещений. Переезд в другое место, потенциально может привести к географическому забвению и еще большему снижению потока посетителей.
Если у вас есть возможность или мысли, как исправить ситуацию, свяжитесь с Андреем по адресу: [email protected]. Спасибо от всего сообщества любителей Apple!
Источник: