С завидным постоянством СМИ поддерживают градус ненависти к Федеральной Таможенной Службе в разрезе непомерных поборов при импорте товаров. В этом материале я предлагаю разобраться в реальном положении дел и развеять часть мифов относительно таможни.
Не стану оспаривать тезис о том, что ФТС заслуживает множественного порицания за целый спектр порожденных ею проблем. Но в наименьшей степени таможне можно вменять в вину государственную тарифную политику в сфере внешнеэкономической деятельности.
Предмет споров
В последние годы самыми горячими темами для любого обывателя стали вероятность запрета или ограничения свободного ввоза приобретенных за рубежом потребительских товаров, а так же высокая стоимость импортных продуктов в России. Обе темы, как инь и янь, неразрывно связаны друг с другом. И все же каждую из них предстоит рассмотреть отдельно.
Вопрос ограничения ввоза товаров, приобретенных в иностранных интернет магазинах, встал особенно остро к 2013 году. Все помнят, как с ростом популярности покупок в иностранных интернет магазинах Почта России перестала справляться с потоком грузов. Таможня обрабатывала посылки неравномерно. Общее время доставки зарубежных отправлений возросло до нескольких месяцев! В те времена было большой удачей получить посылку за 90 дней.
Тогда начался процесс реформирования Почты, а негласное указание правительства сдержать рост зарубежной интернет торговли запустило неповоротливые шестерни бюрократического аппарата.
Благодаря запуску автоматизированных процессинговых центров и настройке логистических цепочек, Почта России за год ликвидировала завалы посылок, скопившиеся в транзитных зонах.
Примерно в то же время Министерство Финансов выступило с инициативой снизить порог беспошлинного ввоза несопровождаемых частных грузов с 1000 до 150 Евро и с 31 до 10 кг, и даже протянуло проект постановления через Парламент в июне 2014 года.
Указ в ФТС Министерство Финансов направило еще в конце 2013 года. Но таможенная служба вместо того, чтобы внедрять изменения, подготовила собственный проект поправок в регламенты таможенного оформления грузов курьерских служб. Здесь таможню можно понять. Сразу несколько факторов могли повлиять на нежелание ФТС реализовать проект Минфина.
Один из них предлагаю рассмотреть на примере. Внешнеторговый оборот России в 2014 году составил 805 млрд. $, из которых на весь импорт пришлось 308 млрд. $. На территории нашей страны действует около 70 тысяч участников внешнеэкономической деятельности, которые инициируют около 4 млн. таможенных деклараций в год.
На этом фоне объем зарубежной интернет торговли, оцениваемый в 3,5 млрд. $ на почти 10 млн. покупателей, исчезающе мал с одной стороны и слишком трудоемкий с другой. Таможня столкнулась с овчинкой, которая не стоит выделки. Но справедливо положив, что снять с неё хоть клочок шерсти будет не так уж плохо, руководитель ФТС Андрей Юрьевич Бельянинов выступил с инициативой обложения всех несопровождаемых отправлений (и почтовых, и курьерских) фиксированной ставкой таможенной пошлины в размере 10% от стоимости содержимого посылки.
Экспресс-перевозчики удивились такому повороту дел и, предвидя серьезные репутационные риски, стали грозить полным отказом от доставки грузов в Российскую Федерацию. Слава Богу, инициатива ФТС дальше устных консультаций не продвинулась.
Мышиная возня вокруг ограничения интернет торговли продолжалась более полугода. Общественность негодовала, стороны пеняли друг на друга и отказывались искать точки соприкосновения, продолжая тянуть одеяло на себя. Даже Минэкономразвития и Минпромторг вступились за покупателей, мотивировав свою позицию недостаточной продуманностью проекта Минфина.
В итоге Министерство Финансов сдалось и под предлогом «» отозвало свою инициативу, отложив реализацию проекта на неопределенный срок.
Не покупать за рубежом дорогие товары?
Слишком часто за последние полтора года я встречал на всевозможных тематических ресурсах публикации, предостерегающие от дорогих покупок в иностранных интернет магазинах. Давайте, наконец, разберемся с реальными ограничениями для физических лиц.
Сводную информацию можно почерпнуть из статьи на сайте таможенного управления РФ.
Правила ввоза регулируются Соглашением «», в частности Приложением 3, в котором перечислены объемы товаров, которые можно ввезти на территорию Таможенного Союза бесплатно.
Все товары, пересекающие границу ТС, можно условно разделить на 3 группы:
В рамках этой статьи нас интересует именно последняя категория грузов. Для неё определены следующие правила уплаты таможенных пошлин:
Не облагаются сборами отправления, общая стоимость которых не превышает 1000 Евро, и общий вес которых не превышает 31 кг.
Если посылка стоит дороже или весит больше, получателю придется заплатить 30% от стоимости превышения лимитов на ввоз, но не менее 4 евро за кг веса.
Предположим, что в посылке едет 3 плеера Astell & Kern AK JR. Если они не сопровождаются товарными накладными, таможенный инспектор должен установить стоимость товара самостоятельно. Вероятнее всего цену он определит по внутреннему рынку, и у него на то есть полное право. В этом случае придется заплатить пошлину в размере ~5500 рублей.
Также нужно учитывать и один нюанс при планировании покупок. Он особенно важен для активных покупателей товаров из-за рубежа. Лимит в 1000 евро распространяется на суммарную стоимость всех посылок, которые были растаможены за последние 30 дней. Для веса посылок действует аналогичное правило.
В России высокие пошлины?
А теперь давайте посмотрим, как обстоят взаимоотношения с таможней у юридических лиц.
Многие информационные издания часто обвиняют именно таможенную службу в высоких ставках импортных пошлин, напрочь забывая о том, что таможня исполняет фискальные функции. Реальная же ответственность за тарифную политику полностью лежит на правительстве. Также важно отметить, что с момента вступления в ВТО таможенные пошлины уменьшались уже несколько раз, хотя и не обошлось без маленьких хитростей.
Например, перед самым присоединением России к ВТО, пошлины на хлебопекарные смеси были увеличены в 2 раза, до беспрецедентных 30%, а спустя год возвращены со второй волной корректировки пошлин к привычному уровню. Однако в среднем за 3 года членства в ВТО таможенные пошлины снизились на 20-25%.
Вообще пошлины сопровождают человечество многие века и уходят далеко в древность. Вначале они взимались за въезд в города, крепости, использование дорог или даже обеспечение безопасности. Так зародилась фискальная роль пошлин. Позднее, вместе с появлением государств и суверенитетов, пошлины стали не только наполнять казну государств, но использоваться в качестве защитного инструмента.
Россия не стала исключением. Хотя наши импортные пошлины, на самом деле, отличаются умеренной либеральностью. Это утверждение способно вызвать бурю негативных эмоций в мой адрес, поэтому я объясню свою позицию ниже.
На сегодняшний день общая политика государства направлена на поддержку продукции российского происхождения. Поэтому любой продукт, который производится или может быть произведен на территории РФ, должен быть в той или иной степени защищен от негативного влияния импорта, а производители должны быть дополнительно мотивированы программами государственных субсидий. Это, например, продукты питания, сельскохозяйственные и молочные продукты, а также легковые автомобили.
Легковые автомобили – это не только Лада и АвтоВАЗ. На территории РФ собираются автомобили порядка 20 различных иностранных марок с различной степенью локализации. Производители когда-то вложились в строительство заводов и взяли на себя обязательство планомерного увеличения доли российских комплектующих в своих изделиях.
Росстат заявляет, что средний уровень локализации производств иностранных автопроизводителей уже достиг 45%. Однако, на мой взгляд, данные завышены раза в полтора.
С другой стороны, технологическое оборудование и товары, которые невозможно произвести или вырастить в России, максимально освобождаются от бремени пошлин.
Яркие примеры таких продуктов это всевозможные специи, станки для производств, высокотехнологичные устройства и комплектующие для всевозможных машин, а также практически вся микроэлектроника.
Сейчас самыми высокими пошлинами облагаются необработанный рис – 36%; автомобили – 25-30%, в зависимости от года производства (не старше 5 лет); некоторые продукты питания, в т.ч. молочные продукты – 17-21%.
Многие высокотехнологичные товары импортируются с уплатой пошлин в размере не более 3-5% либо вовсе освобождены от них.
Навигационное оборудование, авиационные комплектующие, высокоточные станки – все это оборудование ввозится в преференциальном режиме и не требует уплаты пошлин. В этой области пошлина в размере более 10% уже является заградительной и применяется в исключительных случаях.
Для сравнения, в светоче свободной торговли Соединенных Штатах Америки заградительные пошлины могут составлять сотни процентов! Например, ввозные пошлины на российскую сталь составляют что-то около 180%, а на китайскую сталь и вовсе 400%. Каждая страна заботится о своих производителях так, как считает возможным.
Не пошлинами едиными
Подчас гораздо большую часть в таможенном тарифе составляет не пошлина, а Налог на Добавленную Стоимость. Чаще всего применяется НДС в размере 18%, на некоторые товары – 10%. В исключительных случаях, когда импортируемые продукты предназначены для использования людьми с ограниченными возможностями, ставка НДС может обнуляться.
Но с уплатой НДС в равной степени сталкиваются и отечественные производители. Именно поэтому я не учитываю влияние этого налога в своих доводах.
Что в итоге?
К сожалению, проблема высокой стоимости товаров в России лежит за пределами таможенной службы и не объясняется только высокими таможенными пошлинами.
Отмечу также, что не совсем чистые на руку импортеры предпринимают всевозможные ухищрения, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Только эта экономия далеко не всегда доходит до покупателей.
Систематическое снижение пошлин с каждым годом делает их труд все более бессмысленным. Вслед за обелением поставок значительно снижается и коррупционная привлекательность таможенных процессов. А там, где высшие чины перестают получать нетрудовой профит, автоматически закручиваются гайки на рядовых служащих.
Я искренне верю и надеюсь, что в ближайшие пять лет в таможне воцарятся закон и порядок. За последние годы уже проделана большая работа, и ни импортеры, ни таможенники не позволяют себе бесчинств, возможных еще 5-10 лет назад.
В качестве знаменателя к повествованию приведу лишь следующий список:
- в России (пока) одни из самых мягких в мире правил беспошлинного ввоза частных покупок;
- суммарная стоимость посылок не должна превышать 1000 евро в месяц;
- политика тарифного регулирования последовательна и логична;
- импортные пошлины постепенно снижаются в рамках договоренностей с ВТО;
- размер заградительных пошлин мизерный в сравнении с зарубежными примерами;
- с каждым годом в таможенной службе становится больше порядка.
Источник: