Окончание закона Мура и почему разработчикам игр не все равно




Закон Мура никогда не был физическим законом и является наблюдением о том, что количество транзисторов, которые производители чипов смогут «впихнуть» в микропроцессор, будет удваиваться каждые 18-24 месяца без увеличения стоимости производства. Благодарность за наблюдательность стоит высказать Гордону Муру – одному из основателей корпорации Intel, проявившему смекалку в 1965 году.

К сожалению, этот процесс не может быть бесконечным, и уменьшение размеров транзисторов в микропроцессорах имеет свой предел.

Когда транзисторы приблизятся к размеру в несколько атомов, инженеры и производители столкнутся с резким увеличением энерговыделения и с тем, что весь процесс начнет протекать по законам квантовой механики, т.е. предсказать движение электронов станет просто невозможно (подробности). Другими словами, транзистор меньше атома просто не сможет исполнять свою функцию. Предсказание окончательного «муркапалипса» или окончания эры стремительного развития кремниевых транзисторов приходится на 2020–2025 годы.

Предсказание/наблюдение действовало порядка 40–50 лет и задавало ритм многим секторам индустрии (начиная от ПК, заканчивая iPodами и Galaxy Note).

Однако в последнее время налицо явное отставание в следовании закономерности Мура. Так, уже с 2006 года прежние темпы роста мощностей коммерческих микропроцессоров стали замедляться. Инженеры стали уделять свое внимание не только мощности устройств, но и сосредоточили свои усилия на понижении их энергопотребления (например, A5X и A5 чипы, разработанные Samsung для Apple с целью понизить энергопотребление батареи для iPad, iPod).

Производители чипов (AMD, Intel) с трудом добивались улучшения мощности на 10–20%. А недавно AMD вообще столкнулось с проблемой перехода с 28-нанометровых чипов на 20-нанометровые, и это заняло у AMD намного больше времени, чем обещанные 18 месяцев.

Какое отношение это имеет к мобильному GameDev’у?

И большое, и никакого одновременно.

Никто не будет отрицать прямое влияние характеристик устройств на игру и то, как охотно производители самых разных девайсов пиарят эксклюзивные для продукта игры и приложения.




“Железо” стоит, а прогресс все равно идет


Естественно, скорость процессора не единственная определяющая гаджет характеристика, которая может повлиять на то, какую платформу изберет разработчик игры (в зависимости от жанра, геймплея и пр.). Большую роль играет целый комплекс факторов, а в особенности потенциал монетизации на той или иной платформе. Прежде факторами, влияющими на успех игры, были характеристики, завязанные на “железе” (графика, производительность и т.п.). Теперь же производители мобильных устройств фокусируются на интерфейсе, особенностях прошивки и взаимодействии систем целостно, что смещает приоритеты разработчиков мобильных игр. Отныне разработчикам надо держать в уме Cloud, AI и UI.

Читайте также  Концепт iWatch от CiccareseDesign

Разные снаружи, одинаковые внутри


Инженерам уже приходится искать новые решения по развитию мобильных устройств: постепенно существенные апгрейды станут занимать больше времени, а результат может выходить за рамки ожиданий пользователей и разработчиков (например, камерофон Galaxy S4 Zoom, слухи о бюджетном iPhone 5c и тому подобное). Самыми существенными препятствиями в развитии современного смартфона является срок работы батареи и форм-фактор – улучшить современный девайс, не принеся в жертву время его работы, очень тяжело и занимает длительное время.
Ввиду сложности улучшения мобильных устройств (вертикального развития) производители смартфонов пробуют развитие горизонтальное, временно смещая фокус на второстепенные характеристики (миниатюрную оптику и пр.).

Разработчики для мобильных платформ могут столкнуться с двумя явлениями – с временным изобилием смартфонов с очень непохожими характеристиками и избытком времени между их качественными апгрейдами. Лидеры рынка будут вынуждены штамповать необычные мобильные устройства некоторое время, чтобы удовлетворить аппетиты потребителей, привыкших к “кормежке” каждые 12–18 месяцев (iPhone, iPad, Galaxy, etc.). С другой стороны, постепенно появится время на улучшение самой игры и оптимизацию ее внутренних процессов. Разработчики смогут отвлечься от хаотичных апдейтов, необходимых для соответствия игры девайсу. Тут многое зависит от выбранной стратегии разработчика и основы платформы, для которой создана игра.

И UI туда же…


Акулы индустрии все чаще стараются удивить пользователей и разработчиков оригинальными решениями и возможностями своих операционных систем – как бы отвлекая внимание от растущей схожести “железа”. Но, к сожалению, функционал операционных систем и их дизайн тоже постепенно приходит к общему знаменателю (холивар о похожести UI в iOS7, Android, Windоws).

Облако как альтернатива мощности


Одно из решений проблемы мощностей мобильных устройств, которым пользуются уже сейчас, – облачные сервисы. Зачем смартфон/планшет с мощными вычислительными ресурсами, если вычисления можно аутсорсить и быстро доставлять результат пользователю?!

Недавний релиз ChromeCast, Google Now, iOS Siri, синхронизация и backup и прочее – отличная тому иллюстрация. Удачный опыт эксплуатации облачных сервисов в игровой индустрии также был продемонстрирован Gaikai – “игра располагается и обрабатывается на стороне удаленного сервера, а пользователям поставляются лишь результирующие данные (видео и звук)”.

Мощные вычислительные процессы будут все чаще завязывать на Сloud (в том числе AI), поскольку сетевые технологии развиваются стабильными темпами и “потянут” такую нагрузку. Многим (в том числе Google и Apple) уже удалось доказать, что необязательно делать компьютеры быстрее, чтобы они стали умнее (пример – Google Knowledge Graph).

Читайте также  Apple экспериментирует с часами из изогнутого стекла

Голь на выдумку хитра

Другими словами, «муркапалипс» приведет к увеличению временных промежутков между апгрейдами и (возможно) уменьшению значительности улучшений мобильных устройств (например, с использованием 3D-процессоров). Новые версии смартфонов, вероятно, будут фокусироваться не на мощности устройства, а на инновациях в рамках программного обеспечения и, возможно, работы батареи. По аналогии с игровой индустрией PC, можно предположить, что ограниченность возможностей платформы будет толкать разработчиков к решениям в качестве и оригинальности арта (а не технической емкости), игровых механик, точек монетизации, социального взаимодействия, сюжета и т.д.


Кроме того, разработчикам стоит обратить внимание на такие фичи, как AI (Google Now, Siri), Cloud и дизайн интерфейса, так как это – самые яркие и существенные территории для инновации, которые есть у производителей смартфонов и операционных систем.

Не “когда”, а “как”


Закон Мура позволил не только предсказать темпы развития транзисторов и их экономическое и маркетинговое влияние на индустрию, но и закат собственной применимости. Инженеры уже заняты разработкой 3D-, квантовых и молекулярных процессоров. А тем временем прогресс систем передачи данных, дальнейшее развитие Cloud, AI и улучшение UI вполне смогут удовлетворить потребность пользователей в регулярных “чудесах”.

Источник: iphones.ru

RIOS