О «попутчиках» в России. Стоит ли рисковать

Хочу рассказать о российской специфике индустрии . Это когда вы садитесь в машину другого водителя, которому надо поехать туда же, куда и вам. Интересный, насыщенный, экономный и быстрый способ передвижения. Но непростой и проблемный – тут как повезет. Хочу поделиться опытом без купюр, плюс дать для будущих попутчиков.

Почему я решил об этом написать

Цель этой статьи – проинформировать читателя о ситуации. Райдшаринг (, очередное модное слово) становится всё более популярным в России, и каждому стоит знать, что ожидать от этого своеобразного, не лишенного романтики и удобства сервиса передвижения. Стоит четко обрисовать, чем этот формат отличается от обычного такси, а также показать, чего стоит ждать от среднестатистической поездки.

В качестве примера я буду рассматривать однозначного лидера этой сферы в России – компанию BlaBlaCar. Но , о которых я буду говорить, актуальны для самой индустрии и часто уходят корнями в менталитет, а не сервис. Ещё сразу оговорюсь, что обсуждаем всё с позиции попутчика, не водителя. Но у него проблемы те же.

С ветерком на чужом авто

Путешествие на автомобиле может быть доступным, быстрым, комфортным и удобным – даже если машина принадлежит не вам. Европейский сервис позволяет любому желающему ездить в качестве попутчика в чужом автомобиле, экономя деньги и время на поездку из одного города в другой. Примерно так BlaBlaCar зовёт русского человека сделать невозможное: взять и временно вручить свою жизнь и имущество незнакомцу.

Это, мягко говоря, непросто принять. Поездка может состояться между городами – а может пройти сразу через несколько стран ближнего зарубежья. Всё это время вы сидите в крохотном автомобиле, надеясь на адекватность, честность, воспитанность водителя и других попутчиков. И не дай бог в дороге что-то случится.

Что европейцу хорошо, то русскому… ну, . Поэтому неудивительно, что реакция читателей на наши анонсы и интервью с BlaBlaCar была смешанной. Мы привыкли доверять соседу, но подсматривать за ним сквозь дверной глазок. А тут не дадут даже подсмотреть, и тогда о каком доверии идет речь?

Вот ссылки на наши предыдущие статьи – про то, что такое BlaBlaCar и как он работает.

набрал обороты в прошлом году и теперь известен достаточному количеству людей, чтобы открыто говорить о его проблемах. Будучи бесспорным лидером в своей нише, BlaBlaCar единолично олицетворяет все преимущества… и недостатки «райдшаринга» в России. С ними я успел столкнуться в течение пяти последних поездок – об этом и расскажу.

Пять проблем российского райдшаринга

1. В анкетах пишут что попало

Далеко не каждый водитель обращает внимание на то, что предлагает попутчику. Вот свежий пример. Последний раз я ехал из Москвы в Воронеж на позапрошлых выходных. выбирал некурящего водителя. Выбор, как оказалось, был крайне ограничен. Мне пришлось выезжать из города где-то в 4 часа утра, потому что других вариантов не было.

Водитель закурил через 2 минуты после того, как мы тронулись. Я было хотел возразить: специально заглянул в приложение и удостоверился, что в анкете стоит запрет на курение. В ответ услышал следующее: мол, «мне вот делать больше, какие-то там настройки вводить?»

Аргумент железный, тут спорить бесполезно. Дальше мне было уже пофигу. В салон, помимо никотина, периодически врывался запах вонючего омывателя стекла, всасываемый системой вентиляции. Так что ближе к Москве периоды курения (а за рейс сдулись полторы пачки) казались счастливыми затишьями перед ядовитой бурей. Всё познается в сравнении, да.

Была другая ситуация. В анкете было указано свободных места, и по телефону водитель сказал: мол, сзади будет всего два человека – специально, чтобы всем было хорошо и комфортно. Здорово, я согласен.

В итоге там сидели человека. Двое были не из худых. Водитель также настаивал, что его дорожная сумка должна лежать у нас на коленях, а не в ногах или багажнике. На полпути выяснилось, что там везли , которая от страха два раза прохудилась (благо, что не на меня). Впечатления надолго. На наезды пассажиров водитель отвечал как следует: нефиг тогда на чужих машинах ездить! Железный аргумент, номер два.

При этом на другие три поездки жаловаться не пришлось, а одна из них прошла в замечательном настроении и прекрасной компании – даже с учётом того, что в салоне сидела миниатюрная собака, которой явно недоставало ласки от незнакомца и незнакомки с задних сидений. 🙂

Сервис должен оповещать водителя об ответственности и неизбежных репутационных последствиях при указании ложной информации в своих анкетах. В мобильном приложении можно создать всплывающее окно перед сохранением анкеты поездки – мол, вы уверены, что указали свои интересы и условия правильно? Это мелочь, но важная. Я не конфликтный человек, так что с меня особо не убудет. А если сядет злобная тётка, у которой при курении в салоне начинается истерика?

Применительно к BlaBlaCar, проблема такова: водители время от времени не упоминают (специально или по незнанию) о важных моментах, которые могут испортить поездку пассажирам. Сервису не хватает системы принуждения к заполнению правильных данных во всём, включая анкеты поездок. Нужно провести дополнительную разъяснительно-оповестительную работу, желательно через автоматические механизмы: те же перед сохранением анкеты здорово снизят градус накала среди водителей и попутчиков.

2. Нет гарантий безопасности и непонятки с законом

Если вы собираетесь стать попутчиком и включиться в, заранее знайте, что рискуете:

  • своим здоровьем;
  • своими нервами;
  • своим имуществом;
  • своим временем.
  • Без контекста всё это звучит страшно, хотя реальность не так плоха. Риск – романтическая штука. Отсутствие каких-либо гарантий безопасности заряжает адреналином и само собой гарантирует уникальность впечатлений. Однако адреналин будет последней вещью, которую я жду от рабочей поездки из пункта А в пункт Б.

    Читайте также  Крейг Федериги и Эдди Кью выступят на конференции Code

    Реалии таковы: попутчик и водитель берут на себя взаимные риски без гарантий третьей стороны.

    Зная это, становится понятно, почему позиционирует себя как источник новых знакомств, ярких впечатлений и необычных эмоций – и только как возможность быстро и уверенно добраться из пункта А в пункт Б. Просто последнее гарантировать невозможно.

    Отсутствие жесткой инфраструктуры и большой упор на сообщества создают «инди-атмосферу» вокруг сервиса, который как будто идет против бюрократии, системы и сухого, прагматичного подхода традиционных перевозчиков. У этого есть и другая сторона: там, где нет жесткой системы, никогда не будет четкой ответственности – и уверенности в том, что тебя довезут куда-то вовремя и в комфорте.

    Администрация BlaBlaCar, с одной стороны, ведет жесточайший контроль за содержанием анкет и карает нарушителей довольно жестко. С другой стороны, реального фильтра водителей/попутчиков и учета паспортных данных не производится. Это не такси, где перевозчик обладает всей ключевой информацией о каждом водителе и в случае проблем способен привлечь того к ответственности. Здесь каждый сам за себя и просто надеется на лучшее.

    Никто не несет ответственность за твою безопасность, в отличие от традиционных перевозчиков, наподобие РЖД.

    Не помогает и то, что с законодательной точки зрения у , как и у всего райдшаринга в РФ, есть несколько узких, спорных моментов. Российское крыло компании не зарегистрировано как перевозчик, не берет деньги у водителей и попутчиков. Местная версия сервиса является средством для коммуникации водителя и пассажира, а не гарантом предоставления каких-либо услуг.

    Однако водитель получает деньги на руки от попутчика, по сути оказывая ему услуги такси. Тогда что, считать его без лицензии? хитро обставили всё в попытке уйти от вопросов контролирующих органов: все рекламные материалы о сервисе подчёркивают, что пассажиры якобы платят за бензин, а не за факт поездки. Хитрый ход, но его юридическая сторона от меня ускользает.

    Если честно, хотелось бы услышать комментарий эксперта в этом вопросе. Не нарушает ли наши законы? Если нарушает – что тогда делать пассажиру/водителю, если в дороге случится что-то плохое? К кому обращаться за помощью?

    Итого: садясь в машину к водителю или принимая попутчиков, вы должны обезопасить себя , потому что в ином случае никто вам не поможет. К счастью, за все поездки у меня ни разу не возникало опасений насчёт мотивов водителя. Как показывает статистика, я в абсолютном большинстве. Но риск… в общем, его никто не отменял.

    3. Вы платите на руки

    В идеальном мире работал бы иначе, чем сейчас. Пока это социальная сеть, а не полноценный сервис. Система выступала бы в качестве гаранта: забирала деньги у пассажира и отдавала водителю только по факту выполнения им всех обязательств. Это был бы Airbnb, только для попутчиков – разве что вы «арендуете» не квартиру, а место в авто.

    Такой формат давал бы массу преимуществ участникам поездки и сам по себе гарантировал, что они будут соблюдать правила. В частности, водитель нормально вести себя, не опаздывать, не задерживаться и прислушиваться к своим пассажирам. А те, в свою очередь, не дебоширили бы в салоне, аккуратно относились к автомобилю и вообще вели бы себя вежливо.

    Сейчас как в Европе, так и в России сервис работает по другому принципу. Вы платите водителю наличными в ходе поездки – тогда, когда он посчитает нужным (как правило, по приезде). Это решает некоторые юридические сложности, но создает немало потенциально опасных ситуаций для участников поездки. Мотивация соблюдать договорённости есть только на уровне – а с ней у определённой доли людей есть проблемы. Особенно с нашим менталитетом.

    Итогом этой проблемы становится следующий пункт-недостаток райдшаринга в России (и не только). Отсутствие законодательного регулирования и финансового «рычага» давления приводят к появлению, наверное, самой главной проблемы этих сервисов…

    4. Нет пунктуальности и обязательности

    Тут без эмоций, голая статистика. За последние три месяца я ездил через пять раз. В среднем на каждую попытку было два «кидалова» со стороны водителя.

    Первый раз я отправлялся от метро в МСК в 19:00. В другом городе надо было быть «железно», так что я решил договориться о поездке за два дня. В итоге решил подъехать заранее (мало ли что), поэтому сел в ближайший фастфуд на час в ожидании водителя.

    За 10 минут до обозначенного времени встречи мне приходит SMS: мол, пардон, сегодня не получится. Мягко говоря, был зол. Тут же был куплен билет на поезд, естественно на верхней угловой полке плацкарта со всеми сопутствующими неудобствами – всё остальное уже занято. Прямо с перрона в российский офис улетело мое недовольное письмо, на которое, к слову, я получил хороший и подробный ответ с простым смыслом: за всеми водителями не уследишь, но этого мы «замочим»; а вообще, юзайте-ка систему рейтинга и поставьте ему «минусик».

    Сломанные планы на 24 часа и в карму какого-то виртуального профиля – это не совсем равные вещи. Разве нет?

    Через 4 дня я запустил и попытался поехать обратно – из Воронежа в Москву. Будто прокаженному, мне не повезло и в этот раз. Первый водитель отказался примерно за 12 часов (спасибо, это ещё куда ни шло). Второй начал странную песню: мол, еду я издалека, у тебя планирую остановиться на ночь, так что готовься. Нет, спасибо, до свидания.

    Третий водитель, которого я нашел за 4 часа до выезда, меня всё-таки подобрал и довёз на хорошем авто. Было весело, здорово и интересно, потому что в салоне собралась компания со схожими интересами. Однако в назначенное время водитель не появился, и мне – уже чисто принципиально – пришлось ждать полтора часа (зима, улица, 11 вечера, в общем не фонтан).

    Опущу подробности ещё 6 эпизодов, когда мне приходилось от поездки через по вине водителей. Просто скажу, что это совсем не круто. Как же всё-таки хорошо, что поезда отправляются и прибывают чётко по расписанию! 🙂

    Читайте также  iOS 7.1 была установлена на 6% совместимых устройств за первые 24 часа

    Объединю весь свой опыт в полезный для читателя формат.

    Бонус. Семь правил попутчика

    Чтобы минимизировать количество сложных ситуаций и поездки, я выработал для себя следующие семь правил попутчика. Запомните их, чтобы не повторять моих ошибок:

      1. Общайтесь с водителем по телефону, никаких чатов и SMS.
      2. Запоминайте имя водителя; номер, марку машины; сверяйте анкету.
      3. После утверждения периодически звоните, уточняйте: мин. 3 раза.
      4. Если спешите – не становитесь попутчиком, иначе опоздаете.
      5. Не соглашайтесь на поездки с тремя людьми на заднем ряду.
      6. «Райдшаринг» – это , и только потом передвижение.
      7. В старые и дешёвые автомобили не садитесь, спина не простит.

    Водитель вам ничем не обязан и ему вообще на вас в 95% случаев, если вы ещё не сидите в салоне. Попутчик должен либо четко понимать, что без настойчивости поездка не состоится вообще. Так что людям, привыкшим к уровню сервиса хороших такси, придётся несладко: здесь вы никогда не получите входящий звонок в формате «я подъехал к вашему подъезду». Это подъедете к водителю туда и тогда, когда ему нужно – и никак иначе. В этом есть своя логика, но нет удобства для пассажира.

    К слову, о «»…

    5. Медленное развитие софта

    Моя последняя поездка – та, что с собакой на заднем сиденьи и замечательной попутчицей – могла бы не состояться вообще. Мы договорились встретиться у метро . Но поняли друг друга неправильно, и я блуждал по выходам из метро 40 минут, прежде чем наконец-то понял, где стоит машина. Незнание города не помогало.

    Водитель во всём этом не виноват, но я почему-то уверен, что такие ситуации – не редкость. Чтобы исключить их, в том же можно было бы добавить добровольную индикацию местоположения водителя/пассажира на карте. Технически это не так сложно: запустил приложение, включил фичу – оно вычислило твою геолокацию и передало попутчику/водителю. И все довольны.

    Но шансов, что это появится в , крупнейшем российском сервисе райдшеринга, очень немного. Их мобильное приложение, как и весь отечественный офис «блаблакара», находится в зависимости от европейского руководства. Фишки, которых нет в Европе, не появятся в России – а значит, ждать каких-то полезных и прорывных возможностей от iOS-проги пока нет смысла. Самое обидное, что функциональность карты и функциональность геолокации в софте уже есть. Висит груша, да нельзя скушать.

    Это печально. Помимо карты, программе не помешает возможность отправлять Push-оповещения между водителем и попутчиком: например, «попутчик выехал на место встречи», «водитель подъехал» и так далее. Можно даже сделать уведомления об их открытии, чтобы точно знать, что «мессадж» был доставлен. Это в любом случае легче, быстрее и дешевле, чем звонок. Другое дело, что приложением для смартфонов пользуются не все…

    Из претензий к имеющимся функциям – к примеру, нельзя увеличить фотографию автомобиля (либо я не знаю, как это сделать). Хорошо, если шаришь в разных моделях . А если нет? На маленькой круглой картинке стоит серый гроб на колёсах, которых в городе пруд пруди. Удачи в поисках, особенно если водитель сам не ориентируется, где остановился.

    Таких мелочей наберётся немало. Зато мне на почту с завидным постоянством валятся письма-зазывалочки , как будто я этими поездками живу и каждый день думаю, как бы мне куда-нибудь «сгонять» на чужой машине.

    Итог применителен конкретно к BlaBlaCar: приложение сервиса развивается очень медленно. Оно зависимо от внешних факторов, на которые мы повлиять, похоже, не можем. В ходе моего интервью с российским офисом было понятно, что повесткой дня заправляют из Европы, а значит, специфически фич ждать бессмысленно.

    А у вас какой опыт?

    Я знаю, что после нашего обзора сервис опробовали немало читателей. Если вы когда-нибудь были «попутчиком», подвозили людей по или пользовались – поделитесь своим мнением. Что бы вы изменили или улучшили в существующей системе? Как проходили ваши поездки, всё ли было нормально? Какие истории вы привезли с дороги? И с кем познакомились? 🙂

    Отписывайтесь в комментариях и обменивайтесь опытом. Только так мы сможем что-то изменить – как в сознании, так и в системе. Спасибо!

    Ответ BlaBlaCar

    К моей радости, ответа от сервиса долго ждать не пришлось. Ребята рассмотрели мои доводы и очень подробно. Решил, что приведу их письмо как есть, без правок. Читателю будет однозначно интересно взглянуть на ситуацию с другой стороны.

    Не буду вступать в полемику по поводу некоторых пунктов, тем более что с некоторыми из них я согласен.

    Но по поводу некоторых пунктов дам короткий комментарий. Знаете, дьявол в деталях, поэтому нюансы важны. Иначе очень легко можно скатиться к вольному или невольному передергиванию фактов. Тем более что, судя по некоторым главам статьи, вы ничего не знаете о том, как работает наш сервис за пределами РФ.

    1) “Стоит четко обрисовать, чем этот формат отличается от обычного такси”

    Нас время от времени кто-то хочет сравнить с такси. Что вот, мол, есть обычное такси, а BlaBlaCar – это необычное такси. Это сравнение, даже грубое, в корне неверно. Это все равно как связывать метро и поезда дального следования и находить достоинства и недостатки одного из этих видов транспорта, анализируя другой. Такси – это заказ услуги on-demand. Пассажир захотел – и поехал. Райдшеринг – это добровольное желание обоих или нескольких участников, но главное условие – водитель едет туда куда ему нужно. Если водитель не едет, то пассажир, как бы ни было сильно его желание, тоже никуда не едет.

    2) Примерно так BlaBlaCar зовёт русского человека сделать невозможное: взять и временно вручить свою жизнь и имущество незнакомцу.

    Совсем некорректно так передавать “зов” BlaBlaCar, адресованный своим пользователям.
    Когда вы едете с водителем маршрутки или междугороднего автобуса, вы ему свою жизнь не вручаете?

    Читайте также  Обзор Олдскул с отменным звуком

    3) Всё это время вы сидите в крохотном автомобиле, надеясь на адекватность, честность, воспитанность водителя и других попутчиков. И не дай бог в дороге что-то случится.

    Согласитесь, что только из этого предложения видно, что автор пытается не опытом поделиться, а навязать свое ощущение.

    4) Что европейцу хорошо, то русскому… ну, вы поняли.

    Я правильно понимаю, вы намекаете на шутку: “что русскому хорошо, то немцу смерть”?

    5) А тут не дадут даже подсмотреть, и тогда о каком доверии идет речь?

    Вы ведь знаете, как формируется доверие, например, на сервисе Airbnb, на который вы ссылаетесь. Рейтинг, оценки, отзывы от предыдущих пользователей. Миллионы людей пользуются также CouchSerfing и другими сервисами с похожей системой формирования доверия к пользователям. Это камень только в сторону BlaBlaCar или всех подобных сервисов?

    6) Водитель закурил через 2 минуты после того, как мы тронулись.

    Вы написали ему за этого “правдивый” отзыв? Оценили его? Почему вы ниже приводите скриншот девушки недовольной поездкой в “маршрутке”, а не свой негативный отзыв о поездке?

    7) На наезды пассажиров водитель отвечал как следует: нефиг тогда на чужих машинах ездить!

    Вы написали отзыв? Что вы сделали, чтобы наш сервис стал лучше? Мы зависимы от “ответственности” наших пользователей – это факт, и мы этого не скрываем. Также как Airbnb и т.д.

    8) Сервису не хватает системы принуждения к заполнению правильных данных во всём, включая анкеты поездок.

    Человек – это существо гибкое. Если он указал в профиле, что любит слушать музыку, а во время поездки у него разболелась голова, означает ли это, что он должен слушать музыку и быть BlaBlaBla во что бы то ни стало? Нет. Люди должны договаривать между собой. Человеческие отношения – это гибкая штука. Если человек не понимает по-хорошему (он курит и ему наплевать на вас) – напишите ему правдивый отзыв, пусть в слюдующий раз его попутчики 10 раз подумают, прежде чем поехать с ним.

    9) Если вы собираетесь стать попутчиком и включиться в райдшаринг в России, заранее знайте, что рискуете…

    Эти 4 пункта я сходу могу применить к поездке на общественном транспорте, обеду в городской столовой, прогулке вечером по парку, просмотру программы “Время” по Первому каналу.

    10) Реалии таковы: попутчик и водитель берут на себя взаимные риски без гарантий третьей стороны.

    Ну вообще-то в странах где мы коммециализированы мы страхуем попутчиков. Это раз. Два – гарантии такие, что хулиган бесследно исчезнуть не может, мы предоставляем в правоохранительные органы всю информацию – телефон, почту, просмотренные профили, айпишники и т.д. Другие сервисы работают по-другому?

    11) Становится понятно, почему BlaBlaCar позиционирует себя как источник новых знакомств, ярких впечатлений и необычных эмоций – и только потом как возможность быстро и уверенно добраться из пункта А в пункт Б.

    Надеюсь это ошибка случайна. Потому что мы ВЕЗДЕ говорим, что впервую очередь BlaBlacar – это выгодная с финансовой точки зрения поездка, во-вторых, удобная а уже потом эмоции. Чтобы уличить меня во лжи можете прислать опровержение моим словам?

    12) У этого есть и другая сторона: там, где нет жесткой системы, никогда не будет четкой ответственности – и уверенности в том, что тебя довезут куда-то вовремя и в комфорте.

    Смотрим на пример нашего старшего брата – Airbnb.

    13) Не нарушает ли BlaBlaCar наши законы?

    Помните случай с доставкой “Додо пиццы” дронами? Нарушали они законы? Конечно нет, потому что в законе просто не был прописан запрет. Во всех странах, где райдшерин сегодня активно развивается, он разрешен, потому что не вредит экономике страны (денег на этом никто не зарабатывает, налогов не утаивает), а помогает простым людям, в том числе стесненным финасовыми обстоятельствами, совершать поездки, делает жителей более мобильными и, наоборот, помогает экономике. Мы верим, что однажды путешествия через райдшеринг отдельной строкой будут прописаны в нашем законодательстве.

    14) Но риск… в общем, его никто не отменял.

    А где он отменен? В поездах? Самолетах? Крыму?

    15) Сейчас как в Европе, так и в России сервис работает по другому принципу.

    Это где взята эта информация? Во Франции, Испании, Португалии, Польше (и в ближайшее время еще в нескольких европейских странах), все оплаты идут через банковские карты попутчиков. Не буду объяснить в деталях, но система работает приблизительно так же как в Airbnb. Мы чуть ли не в каждой своей публикации говорим о том, что сервис “монетизирован” в этих странах. Вы этот момент случайно пропустили или намерено опустили?

    16) Нет пунктуальности и обязательности

    Про рейтинги и оценки я уже писал. По поводу надежности поездов. Могу рассказать опыт своей личной поездки в купе последний раз. Я ехал из Невиномыска в Москву в купе в СЕМЕРОМ. Кроме меня и еще одного парня, с нами ехала семья с ТРЕМЯ малолетними детьми. Ехать – 24 часа. Дети часто какали. Часто кушали. Часто плакали. Все время визжали. Это неплохо – это естественно.

    Давайте будем честны – идеального в этом мире нет ничего. Я бы очень хотел, чтобы РЖД были приятным исключением из этого правила, но это не так.

    17) Общайтесь с водителем ТОЛЬКО по телефону, никаких чатов и SMS.

    Это один из самых плохих советов, какой только можно было дать. Все коммуникации между люди мы сохраняем. Если, не дай бог, что-то случится, мы можем предоставить всю эту информацию полиции в течение 1 минуты. Надежней всего списываться в нашем чате. Но для подтверждения, как вы правильно заметили, нужно также созваниваться.

    18) «Райдшаринг» – это приключение, и только потом передвижение.

    Конечно же это не так.

    19) Медленное развитие софта.

    Честно говоря, мы много чего делаем. Но многое и правда не успеваем. Мы не идеальны, но к этому стремимся.

    Источник: iphones.ru

    RIOS