Интервью с продюсером World of Tanks Blitz Дмитрием Юдо

Вряд ли сейчас можно найти геймера, который бы не знал о компании Wargaming. Запущенный около четырех лет назад проект World of Tanks (наш обзор) не то что «выстрелил», он стал самой успешной в индустрии многопользовательской онлайн-игрой на тему исторических сражений с применением тяжелой военной техники. Миллионы игроков по всему миру азартно воюют, используя на полях сражений более 350 разных моделей танков, САУ и ПТ-САУ. Более того, на достигнутом компания не остановилась, сформировав целый игровой сервис Wargaming.net. В его рамках можно повоевать на самолетах времен второй мировой в авиационном экшен-ММО World of Warplanes, в процессе активной разработки находится World of Warships для тех, кто неравнодушен к морским сражениям, а владельцы мобильных устройств получат в свое распоряжение World of Tanks Blitz [скачать из App Store]. Стараниями PR-менеджера Wargaming Ивана Живицы нам выпала возможность пообщаться с продюсером мобильной игры Дмитрием Юдо в главном офисе компании в Минске.

Wargaming на «Волне»

Около четырех лет назад компания Wargaming состояла из 60 человек и ютилась в небольшом офисе в Минске, а сегодня это огромная транснациональная команда, насчитывающая 3400 сотрудников и 15 офисов по всему миру. Мы уже побывали в токийском офисе и рассказали о его посещении в соответствующем репортаже. Теперь наступила пора заглянуть в колыбель игровой вселенной Wargaming в Минске, столице Беларуси. На сегодняшний день в этом городе действует три офиса Wargaming: два из них именуются командой как «» и «», плюс есть совершенно новый бизнес-центр «Волна». Мы съездили именно в последний, так как в нем сосредоточена разработка World of Tanks Blitz, хотя есть и немало других интересных отделов, о которых вы сможете прочитать в соответствующем репортаже.

Бизнес-центр «Волна», который занимает третий минский офис Wargaming, действительно оформлен в виде волны

Еще на подходе к бизнес-центру мы обнаружили следы присутствия Wargaming в виде автобусов с фирменной символикой. Как видите — не только танками едиными жива компания.

Фирменные микроавтобусы

Пробравшись внутрь, мы сразу же столкнулись с прекрасным:

Самолет и танк, причем последний самый что ни на есть настоящий, а находятся они — не поверите — в столовой Wargaming!

Вот такой красавец следит за тем, чтобы сотрудники компании были сытыми и довольными. Хотя, по словам представителя Wargaming, изначально планировалось разместить танк перед зданием офиса. Кстати, он настоящий — это советский легкий танк МС–1 (Т–18)

Налюбовавшись на исторический экспонат, мы отправились на встречу с продюсером World of Tanks Blitz Дмитрием Юдо, который встречал нас аж на 14 этаже бизнес-центра. Вы думаете, что туда легко попасть? Как бы не так! Лифты в Wargaming тоже особые — внизу вы набираете на цифровой панели нужный этаж и затем ждете одну из кабинок, входите и отправляетесь к месту назначения. Внутри кабинки кнопок выбора этажа нет.

Ну вот, Дмитрий нас встретил, и мы погрузились в мир World of Tanks Blitz.

Интервью с продюсером World of Tanks Blitz Дмитрием Юдо

Дмитрий рассказывает об особенностях игры, а Рома Юрьев прилежно все конспектирует 🙂

В последнее время World of Tanks Blitz на слуху у многих пользователей мобильных устройств, увлекающихся играми в целом и танковой тематикой в частности, так как месяц назад был запущен европейский сервер и продукт появился в App Store ряда скандинавских стран. Глобальный же запуск намечен на 26 июня. Соответственно продюсер игры оказался буквально под обстрелом журналистов, уже дал несколько интервью и рассказал о многих нюансах WoT Blitz.

В частности, запланирован релиз не только для платформы iOS, но и для Android, в игре доступно около 100 единиц боевой техники, разбитой на три ветки — Американская, Немецкая и Советская, сражения типа 7-на–7 разворачиваются на восьми картах, но они примерно вчетверо меньше по размерам (500 х 500 метров), чем в PC версии. Стоит также упомянуть об упрощенной системе прокачки танков и команды, да и сам процесс более шустрый, чем на PC.

Естественно, интересующиеся игрой люди в курсе всех этих нюансов, следят за развитием событий и читают все связанные с WoT Blitz новости. Поэтому мы не стали распыляться на общие вопросы и поговорили с Дмитрием о темах, которые ранее в Рунете не поднимались или же были рассмотрены лишь поверхностно.

iPhones.ru: Дмитрий, являлись ли вы фанатом танковой тематики, когда устраивались на работу в Wargaming или же вас что-то другое заинтересовало в этой компании?

Читайте также  Беспроводная клавиатура для iPhone и iPad. Что она умеет

Дмитрий Юдо: Не то, чтобы я был фанатом танков, скорее геймером, которому нравятся игры в жанре экшн, включая те, что связаны с темой Второй мировой войны. Wargaming же затронула во мне патриотические чувства, все-таки национальная компания, взявшаяся за столь грандиозный проект. Хотя на момент моего присоединения к ней, в начале 2010 года, о мировом масштабе еще речи не шло. Тогда проходил лишь альфа-тест WoT PC.

iPhones.ru: А когда был сформирован отдел разработки для мобильных платформ?

Дмитрий Юдо: В 2008 году, практически сразу после анонса App Store и инструментов разработки приложений для iOS была основана сторонняя студия, которая позже влилась в Wargaming. Кстати, эта студия выпустила первое приложение для iOS буквально через несколько дней после запуска App Store.

iPhones.ru: То есть вы изначально ориентировались в мобильном мире на iOS?

Дмитрий Юдо: Совершенно верно, хотя и Android мы не игнорируем. Тем не менее, в приоритете iOS.

iPhones.ru: Этому явно есть своя причина. Предполагаем, что разрабатывать легче для iOS. Что скажете по этому поводу?

Дмитрий Юдо: Ситуация не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. Для iOS действительно легче разрабатывать игры и World of Tanks Blitz в частности, чему причиной небольшое количество устройств, оборудования и версий операционной системы, под которое необходимо адаптировать приложение. В случае с Android нам пришлось ограничить поддерживаемые программные платформы (Android 4.x) и аппаратные, введя жесткие требования по GPU (начиная с Tegra 3, Mali-400MP, Adreno 225/305 и PowerVR SGX544MP2). С другой стороны для iOS проблематично проводить массовое тестирование еще не попавшей в App Store игры из-за ограничений тестовых платформ. У того же TestFlight до последнего времени было ограничение в 100 человек, хотя его планируется расширить до 1000. В Android таких сложностей нет, но и объем тестирования больше из-за более широкого ассортимента устройств.

iPhones.ru: Как мы понимаем, за примерами далеко ходить не надо. Ведь iOS-версия World of Tanks Blitz уже есть в App Store некоторых стран, а на днях состоится мировой релиз (прим. редактора — на момент публикации интервью он уже состоялся), в то время как об Android-версии пока ничего не слышно.

Дмитрий Юдо: На самом деле дискриминации платформ тут нет. Изначально мы планировали одновременный релиз игры на iOS и Android или же между ними была бы минимальная разница по времени. Но в реальности все оказалось несколько сложнее. В текущий момент примерная дата релиза WoT Blitz для Android — это четвертый квартал 2014 года и мы планируем уложиться в срок.

iPhones.ru: Анонс WoT Blitz состоялся в марте 2013 года, а когда началась активная разработка?

Дмитрий Юдо: Плотно игрой мы занялись в конце 2012 года.

iPhones.ru: Какова изначальная цель запуска проекта?

Дмитрий Юдо: В первую очередь — это выход на новую платформу и, естественно, привлечение новой аудитории. Конечно, мы рассчитываем на то, что активные игроки на PC и Xbox 360 заинтересуются и мобильной версией, но это совершенно самостоятельная и отдельная игра.

iPhones.ru: Учитывая масштабность проекта, вы довольно быстро справились. Причиной этому — массовое использование ресурсов из PC-версии?

Дмитрий Юдо: Мы действительно используем в WoT Blitz наработки из PC-версии. Это касается многих аспектов, но далеко не всех, и если вы думаете, что задача команды состояла лишь в графическом урезании старшего собрата, то серьезно ошибаетесь. В реальности нам полезны лишь 10–15% ресурсов PC-версии, если речь о графической составляющей игры. Также не забывать и об измененном балансе, об адаптации управления для сенсорных устройств и сотнях других мелочей.

iPhones.ru: Хорошо, что вы затронули баланс и управление — именно о них мы бы хотели поговорить дальше. Начнем с баланса. Как известно, система прокачки в мобильной версии упрощена, соответственно насколько быстро пользователь сможет прокачаться до топового 10-го уровня?

Дмитрий Юдо: Примерно месяц очень активной игры. Не с утра до вечера, конечно же — это удел настоящих маньяков, такие могут и за неделю прокачаться, но каждый день поиграть придется.

iPhones.ru: А не останется ли пользователь через месяц такой прокачки «без штанов»? Ведь игра бесплатная и будет распространяться по схеме Free-to-play, то есть нас ждет донат. Как показывает практика, в плане потрошения пользовательских кошельков мобильные приложения уже давно могут дать фору играм на настольных платформах.

Читайте также  В iOS 7 увеличен лимит на размер приложения для загрузки через сотовую сеть

Дмитрий Юдо: В WoT Blitz действительно предусмотрены внутриигровые покупки. В частности, за реальные деньги вы сможете приобрести премиум-аккаунт (дает повышенный сбор ресурсов), премиальные танки (повышенный фарм ресурсов и прокачанный экипаж), золото и дополнительные места в гараже. Но это не значит, что мы будем буквально выдавливать из игрока деньги. Принцип Free-to-win, используемый в PC-версии, сохранился и в мобильной. То есть ограничений в плане геймплея нет — вам не придется ждать часами, пока восстановится после боя танк, нет необходимости закупать канистры с топливом, чтобы начать играть и т. п. Вы можете играть когда угодно и сколько угодно, но небольшое вложение средств позволит вам развиваться чуть быстрее, хотя больших преимуществ на поле боя не ждите.

iPhones.ru: Получается, что в плане монетизации игры можно рассчитывать на то же качество, что и в PC-версии? Все-таки настройка баланса дело тонкое — это ресурсы, время и немалый труд сотрудников.

Дмитрий Юдо: Да, в WoT Blitz можно комфортно и с удовольствием играть, не вкладывая деньги вообще, как, собственно, и в PC-версии. Что касается качества монетизации, то мы используем те же принципы, а во многом и ресурсы старшего собрата. Хотя, когда я говорил о максимальной прокачке за месяц, то речь шла об использовании премиум-аккаунта.

iPhones.ru: А насколько дорогим будет премиум-аккаунт и сопоставимы ли внутренние цены с PC-версией?

Дмитрий Юдо: Месячная подписка на премиум-аккаунт обойдется примерно в $8, что дешевле, чем в PC-версии. Внутренние цены в мобильной игре тоже ниже.

iPhones.ru: Это приятно слышать. Давайте теперь перейдем техническим деталям. Начнем с графики. Уже сейчас игра выглядит весьма внушительно — приятные модели танков, хорошие текстуры, затенение в реальном времени, в общем, картинка радует глаз, но не вызывает WOW-эффекта, как, например, PC-версия на максимальных настройках, особенно после недавнего апдейта до версии 9.0. Планируется ли дальнейшее развитие графической составляющей WoT Blitz и использование преимуществ iOS-устройств последнего поколения?

Дмитрий Юдо: Да, конечно, развитие будет, причем весьма активное. Например, текущий релиз, доступный в скандинавских странах, выглядит примерно одинаково на всех iOS-устройствах, но WoT Blitz v1.1, который будет запущен в рамках мирового релиза, уже порадует новой графикой. Так, на мощных гаджетах, вроде iPad 4, iPhone 5 и новее, вы сможете наблюдать Normal Mapping (объемные текстуры — танки будут выглядеть реалистичнее) и красивую шейдерную воду. В ближайших планах внедрение качественных погодных эффектов (туман, дождь и т. п.), новых шейдерных эффектов, полноценной 3D-травы и другие улучшения графики.

Модель танка для WoT Blitz

iPhones.ru: А что вы скажете насчет низкоуровневого API Metal, который был анонсирован Apple на WWDC 2014 в рамках нововведений iOS 8. Ведь, по сути, это мобильный аналог технологий, реализованных в Microsoft DirectX 12 и ATI Mantle, то есть, позволяет получить доступ к ресурсам GPU в обход всяких программных наслоений в виде драйверов и прочего управляющего ПО. В теории это позволит использовать ресурсы GPU более эффективно и добиться повышения качества картинки в игре.

Дмитрий Юдо: Мы вместе с техническим директором были на WWDC в этом году и прониклись анонсом Metal. Технология действительно дает массу интересных возможностей, и мы однозначно будем ее поддерживать. Что касается сроков, то точно я вас пока сориентировать не могу. Скорее всего, что первые результаты использования Metal в WoT Blitz вы увидите в начале следующего года. Все-таки для поддержки технологии нужна iOS 8 и ее имеет смысл внедрять, когда большинство пользователей перейдут на новую платформу, что произойдет не мгновенно.

iPhones.ru: Помимо картинки будете ли вы что-то в дальнейшем улучшать в техническом плане, как это происходит в PC-версии — физические эффекты, анимацию?

Дмитрий Юдо: Мы следим за развитием PC-версии игры и, конечно же, те технологии, которые реально перенести или реализовать на мобильной платформе, найдут свое применение в WoT Blitz.

Заглянули в компьютер дизайнера и увидели, что называется, игру изнутри

iPhones.ru: Что ж, судя по вашим планам, конкурентам уже пора бояться и готовить бюджеты для прокачки в графическом плане своих игр. Кстати, а что вы думаете по поводу конкурентов: Iron Force, Tank Domination и Battle Supremacy?

Читайте также  Apple уволит 200 сотрудников Beats Electronics

Дмитрий Юдо: Да тут и думать нечего — World of Tanks Blitz самая правильная и православная танковая мобильная игра :). Со всем уважением к конкурентам хочу отметить, что в плане проработанности и внимания к деталям у нас соперников нет.

iPhones.ru: Примерно такого ответа мы и ждали. Что ж, продолжим разговор о технической составляющей игры. Запуск WoT Blitz — это нагрузка на серверную часть Wargaming.net, соответственно, потребовалось ли вам закупать новые сервера и прокачивать дата-центры?

Дмитрий Юдо: Некоторые работы провести пришлось, но речь скорее о переносе некоторых серверов и оборудования из одного места в другое. Серверная часть WoT Blitz работает на тех же мощностях, что и PC-версия — их пока хватает с запасом.

iPhones.ru: Запас — это хорошо. Тогда напрашивается второй вопрос касательно сетевой части игры. Сейчас в Скандинавии доступна предварительная, так скажем, тестовая версия WoT Blitz и за месяц игроки явно успели неплохо прокачать свои танки — не потеряют ли они достижения при мировом старте 26 июня?

Дмитрий Юдо: Вайпа не будет, то есть все достижения, заработанные в WoT Blitz 1.0, перенесутся в версию 1.1, которая и подготовлена для мирового релиза.

iPhones.ru: Мобильное приложение предполагает использование мобильного трафика. Насколько WoT Blitz прожорлива в этом плане, и какого уровня соединение ей требуется для комфортной игры?

Дмитрий Юдо: Точных исследований касательно потребления мобильного трафика мы не проводили, но, судя по отзыву игроков, за час используется примерно 15–20 МБ. Для комфортной игры вполне достаточно 3G-соединения. LTE вообще будет за глаза. (Прим. редактора — 3G в Минске весьма приятный, в среднем 6 Мбит/с к клиенту и 2 Мбит/с от клиента).

iPhones.ru: Помимо приятной графики для мобильной игры важно и управление. Все-таки, когда чувствуешь танк буквально «на кончиках своих пальцев», как это реализовано в PC-версии, действительно погружаешься в игру. К сожалению, сенсорный дисплей не столь удобен, как клавиатура и мышь. Есть ли какие-то особые фишки, которые были вами реализованы в World of Tanks Blitz для повышения комфорта управления танком на сенсорном дисплее?

Дмитрий Юдо: Да, фишки есть. Например, мы разработали уникальную систему помощи при наведении, причем она работает как в аркадном режиме, так и в снайперском. Обычное автонаведение будет скорее мешать, чем помогать, так как нужно не просто попасть в танк, а в определенную его часть для нанесения максимальных повреждений. Соответственно наш помощник наводится на ближайший вражеский танк (если ствол повернут в его сторону), но у вас при этом остается возможность более точно прицелиться небольшими свайпами. В снайперском режиме помощник не только задает нужное направление, но и зумирует соответствующим образом, чтобы не пришлось делать лишних движений. Также есть два типа джойстиков для управления движением танка, и возможность тонко настроить сенсорный контроллер под себя. В ближайшем релизе появится возможность отключать помощника при наведении (отдельно в аркадном режиме и в снайперском), что будет полезно особо хардкорным игрокам. Также в будущих релизах планируются новые настройки для управления.

(Прим. редакции — мы поиграли в WoT Blitz и со всей ответственностью заявляем, что умный режим наведения действительно удобен и реально помогает в бою.)

iPhones.ru: Раз уж речь зашла об обновлениях, расскажите — есть ли какой-то план по дальнейшему развитию WoT Blitz или это стихийный процесс?

Дмитрий Юдо: Ни о какой стихии не может быть и речи. Конечно же, у нас есть план по развитию игры и в этом году мы планируем выпустить как минимум четыре обновления. Средний цикл обновления игры примерно полтора-два месяца. Можно было бы и быстрее, но мы несколько ограничены циклом проверки цензорами Apple, который составляет две недели.

iPhones.ru: Судя по тому, что мы увидели и по озвученным вами планам, конкурентам уже пора бояться, так как на iOS пришли настоящие танки?

Дмитрий Юдо: Да, это действительно так.

iPhones.ru: Дмитрий, большое спасибо за интересную беседу. С вашего позволения, мы еще пробежимся по офису и пообщаемся с другими сотрудниками.

После беседы с продюсером World of Tanks Blitz мы отправились в путешествие по большому новому офису Wargaming и, благодаря сопровождавшему нас Ивану Живице, путешествие это получилось весьма занимательным. О нем читайте в нашем отдельном материале буквально через пару дней.

Источник: iphones.ru

RIOS