Человечество выходит на новый виток технологической спирали.
Не пройдет и десяти лет, как беспилотные электрокары наводнят дороги. У кого из производителей есть шансы возглавить рынок? Делаем свои ставки.
Превосходство Маска
Кто первый встал, того и тапки. Легендарный глава Tesla Motors, сооснователь PayPal, CEO и конструктор космических кораблей в Space X, автор идеи орбитального WiFi для всей Земли, будущий колонизатор Марса, прообраз «Железного человека» Тони Старка и даже немножко актер («Железный человек 2», «Симпсоны», «Превосходство») Илон Маск, само собой, не остался в стороне от грядущей революции.
Большинство участников рынка планирует релизы своих автономных моделей на 2019-20 годы. А седан Tesla Model S 15 октября уже получил беспилотное управление с обновлением прошивки для бортового компьютера Version 7.0. Теперь машина умеет менять полосу движения и самостоятельно парковаться. Правда, использовать автопилот можно будет пока только на скоростных или незагруженных дорогах. Однако к 2018 году Маск твердо обещает полноценные робомобили, способные конкурировать в мастерстве вождения с человеком.
На сегодня в мире продано более 50 тысяч Tesla Model S. Недавно представлен великолепный кроссовер, на очереди другие модели. К началу века беспилотного трафика число Tesla, как минимум, вырастет впятеро. Поэтому очевидно, что большую часть машин без водителей на дорогах будут представлять Tesla и ее главный конкурент Nissan Leaf.
Да, кстати, не забудьте прочитать про наши впечатления от Tesla Model S.
Глобальный и доступный Nissan Leaf
Японский автогигант поставил на конвейер Nissan Leaf в 2010 году, позиционируя его как «первую глобальную и доступную модель на электрической тяге». С промо-слоганом японцы погорячились – электромобили выпускаются с начала XX века, а в их серийном производстве преуспела в 1920-х-30-х гг. американская Detroit Electric.
Доступность электрокара тоже под вопросом. В пределах 33$ тысяч (столько в среднем стоит Leaf) можно найти множество моделей на бензине и дизеле более дорогих марок и выше классом. В небедной Германии, например, машину такого ценового уровня могут позволить себе только 16,6% покупателей авто.
Свой беспилотник на базе Leaf японцы обещают в 2020 году. Его прототип в 2013-м лично обкатал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А в январе этого года Nissan договорилась о совместной разработке беспилотных технологий с NASA. Национальное космическое агентство США планирует изучать с помощью автономных марсоходов Красную планету.
Берегись гугломобиля
Беспилотный автомобиль Google – самое любимое прессой автономное транспортное средство, заряжающееся от розетки. Обвешанные лидарами и массой других навигационных штук Toyota Prius, Audi TT и Lexus RX450h уже примелькались в Маунтин Вью, где находится штаб-квартира Google. Теперь компания экспериментирует с забавным с виду автомобильчиком собственной конструкции, форм-фактор которого явно заимствован у детской игрушки.
У автономника Google пока много слабых мест – он «слепнет» в сильный дождь, не умеет парковаться и не различает цвета светофора. По данным самой Google, на счету гугломобилей уже 14 ДТП, однако компания неустанно совершенствует прототип, обещая устранить недостатки все к тому же 2020 году. К этому времени Google планирует не только выпустить новинку на рынок, но и открыть сервис беспилотного такси, составив конкуренцию Uber.
Uber: нет водителя – нет проблемы
Один из самых дорогих в мире стартапов c Google связывают странные отношения. Сначала Google инвестировала в Uber 250$ млн, Uber в ответ на это пообещал первым массово внедрить беспилотную разработку интернет-гиганта.
Затем появились слухи, что Google готовит конкурента Uber, на что Uber занялся созданием собственного беспилотника в сотрудничестве с Университетом Карнеги—Меллон.
Захват Uber мирового рынка извоза вызывает волны протеста против не имеющих лицензии водителей сервиса, отнимающих у «дипломированных» таксистов их хлеб. Водителей Uber обвиняли во множестве ДТП, ограблениях и изнасилованиях, объясняя высокий процент совершенных ими преступлений отсутствием полицейских проверок при трудоустройстве.
В ответ на это глава сервиса Трэвис Каланик, похоже, решил устранить проблему в корне – отказаться от водителей совсем. Настоящая причина, конечно, кроется в увеличении доходности. Каланик считает, что если машины Uber научатся обходиться без водителей, поездка в такси станет дешевле, чем на собственном автомобиле.
Беспилотный пограничник Guardium
Стратегическую выгоду от замены обычных автомобилей автономными давно просчитали израильские военные. И пока производители обсуждают с регуляторами перспективы участия робокаров в дорожном движении, перманентно воюющий Израиль давно использует армейские беспилотники в условиях бездорожья. Легкий броневик Guardium, построенный на шасси популярного багги Tomcar, является первым в мире беспилотным автомобилем, принятым армией на вооружение.
С 2011 года Guardium выполняет боевые задачи на границах с сектором Газа и странами арабского окружения. Разработку военного стартапа GNius можно рассматривать как автомобиль дистанционно управляемый, так и автономный. Поскольку в боевых условиях нужно действовать по обстановке, машина управляется операторами-военнослужащими. Но на марше и при патрулировании Guardium передвигается самостоятельно.
CES 2015. Пролог
Знаменитая выставка потребительской электроники в Вегасе открытым текстом обозначила главный тренд предстоящей декады.
Показанный Audi автомобиль Autonomous Prologue преодолел без вмешательства водителя 550 миль из Сан-Франциско до Лас-Вегаса. Однако, концепт-кар Audi – пока только нечто среднее между традиционным круиз-контролем и автономным автомобилем. Оснащенный 3D-камерами, лазерным сканером и пятью радарами, Prologue без водителя чувствует себя уверенно на скоростных трассах, но в городских условиях, где выбежавший под колеса котик или замешкавшийся пешеход могут создать неожиданный дорожный сценарий, автомобиль пока нуждается в активном человеческом участии.
Роскошь в движении от Mercedes
Со свойственной королю величавостью Mercedes Benz показала посетителям CES 2015 кто есть кто, низведя все беспилотные достижения конкурента до уровня мышиной возни. Автономный концепт F015 Luxury in Motion спроектирован как «мобильное личное пространство». Передние и задние колеса находятся довольно далеко друг от друга, расширяя салон, выполненный из кожи, дерева и металла, стильно и роскошно.
Передние сиденья разворачиваются на 180 градусов, пассажиры могут сидеть лицом друг к другу, при желании участвуя в процессе управления машиной с помощью сенсорных дисплеев. F015 взаимодействует с внешней средой и даже пешеходами – LED-оптика, которой изобилует концепт, может указать окружающим автомобилям направление движения машины, или например, высветить пешеходу «зебру».
Жаль, что в таком виде Daimler AG вряд ли когда-нибудь будет выпускать серийные автомобили – слишком дорога игрушка. Но вектор развития MB этот концепт продемонстрировал однозначно.
Слово предоставляется BMW
BMW на CES показала в действии функцию ActiveAssist. Посетители выставки увидели, как самостоятельно умеет парковаться, и наоборот, приезжать с парковки на зов хозяина BMW i3, занимающий по продажам электрокаров третье место в мире после Nissan Leaf и Tesla Model S. Кстати, именно этот футуристический хэтчбек с кузовом из полимеров, армированных углеродным волокном, называют главным претендентом на прототип самоуправляемого автомобиля Apple.
Заветы Джобса
То, что Apple вскоре запустит производство электромобиля под собственным брендом, очевидно, волнующе и вызывает желание залечь лет на пять в анабиоз, чтобы дожить до релиза скорее. Прямых вещественных доказательств существования Apple-кара по-прежнему нет, но косвенных с каждым месяцем становится все больше.
Кроме того, проект под названием iCar был одним из последних грандиозных замыслов Стива Джобса, а в Купертино к его идеям относятся так же, как в СССР относились к заветам Ильича.
Каким будет электрокар Apple – собственной разработки или созданным в сотрудничестве с известным автомобильным брендом – доподлинно пока неизвестно. За первую версию говорит активный набор в штат Apple автоинженеров, за вторую – переговоры с Mercedes Benz, Volkswagen, Tesla Motors и BMW. Над засекреченным проектом Titan трудятся 600 специалистов, и вскоре их число удвоится. Руководят «Титаном» бывшие топ-менеджеры Mercedes-Benz, Fiat и Ford, а внешним обликом автомобиля Apple, по слухам, занимается известный дизайнер Марк Ньюсон.
Регулирование новой индустрии
Подготовка к выпуску электрокара Apple идет полным ходом и на другом фронте. Недавно юристы компании обсуждали перспективы участия автономных автомобилей в дорожном движении в Департаменте транспорта Калифорнии, первого американского штата, где не так давно были введены специальные ПДД для автономных авто. Принятие новых правил было продиктовано необходимостью – тестируемые беспилотники сегодня не редкость в Кремниевой долине.
Правовое регулирование – один из самых трудных для участников рынка вопросов, которые предстоит решить. Другие производители также с ним сталкиваются – например, Google была вынуждена установить в своем прототипе руль и педали газа и тормоза, чтобы соответствовать правилам.
За и против
Как у любого нового явления, среди регуляторов нашлись сторонники и противники беспилотного трафика. В мае прошлого года ООН внесла в Венскую конвенцию о дорожном движении важную поправку, допускающую присутствие автономных машин на дорогах, а вот ФБР высказалось категорически против, опасаясь использования беспилотников террористами. Другие оппоненты критикуют их за потерю ориентацию при плохой погоде, неспособность принятия бортовым компьютером верного решения в непредсказуемой ситуации, и за многое другое.
Однако, то же ФБР отметило позитивную роль использования беспилотных машин для минимизации числа ДТП, происходящих по вине человека. Также среди преимуществ самоуправляемых автомобилей – снижение стоимости перевозок на отсутствии зарплаты водителей и малое топливное потребление.
И преимущества, похоже, перевешивают недостатки. Желающие поучаствовать в освоении нового рынка компании это понимают. К началу эры беспилотных автомобилей, кроме перечисленных, сегодня готовятся General Motors, Honda, Toyota, Volvo и даже китайский интернет-гигант Baidu, сотрудничающий в разработке своего решения с BMW.
В России энтузиасты беспилотных технологий тоже есть. Свой автономный грузовик в партнерстве с IT-компанией Cognitive Tehnologies на два года раньше иностранных конкурентов намерен выпустить КамАЗ.
А что у нас в России?
Установка на опережение отечественным производителям была дана лично вице-премьером РФ на форуме по науке и технологиям в Киото. В ответ на слова премьер-министра Японии о планируемом дебюте японского беспилотника на Олимпиаде в 2020 году, Аркадий Дворкович заявил, что Россия успеет выпустить свой к футбольному ЧМ-2018.
И это вполне реально – было бы финансирование, считает глава робототехнического центра фонда «Сколково» Альберт Ефимов. И самое главное – необходимо усовершенствовать правила дорожного движения. Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак настроен куда менее оптимистично. По его словам, испытания беспилотных автомобилей и создание для их использования нормативной базы займут в России по меньшей мере 10 лет.
Источник: