Dev Story Tappinator. История про российский клон Flappy Bird

Вряд ли найдется читатель iphones.ru, не слышавший об игре Flappy Bird, созданной вьетнамцем Dong Nguen’ом. Около полутора месяцев назад эта игра буквально взорвала интернет, набрав свыше 30.000.000 игроков за месяц, что является поразительным результатом даже для бесплатного приложения. А новость о том, что разработчик собирается убрать ее из App Store и Google Play, еще больше взбудоражила интернет-сообщество. И 8-го февраля Nguen действительно удалил свое детище. Но что из этого вышло? Несчастные, не успевшие установить на свои девайсы оригинальную игру, по запросу “flappy bird” в App Store стали находить еще немногочисленную плеяду ее клонов. В топ 3 входили, в частности, Fly Birdie – The Adventure of flappy tiny bird и Smarcle flyer.

Если у вас при виде скриншотов не пошла кровь из глаз, то я гарантирую, что при запуске Fly Birdie вы подумаете: “Эта игра на протяжении недели была #1 в американском App Store? Разбудите меня!” По крайней мере, именно такая мысль посетила меня, когда я в очередной раз заглянул в топ бесплатных приложений Америки. Сообщество нуждалось в игре “проведи птичку сквозь трубы” и его не отпугивала даже бесконечная убогость клонов. Посовещавшись, мы решили создать Tappinator – первую качественную игру по мотивам Flappy Bird.

Кто это – мы?

Мы – это пятеро друзей, выпускников МГУ, с недавнего времени занимающихся разработкой для iOS. Так как готовых продуктов на нашем счету не было, нам захотелось проверить, сможем ли мы быстро создать законченную игру, по качеству не уступающую Flappy Bird. А заодно и засветиться в топах, получив аудиторию для разрабатываемых нами “серьезных” игр.

Три кита

Качество любой подобной Flappy Bird игры лежит на 3-х китах. Это играбельность, графика и пряник. При создании Tappinator’а мы сконцентрировали свое внимание именно на этих аспектах. Давайте проанализируем каждый из них в отдельности.

1) Играбельность

Почему Flappy Bird играбельна? Она хардкорна, но чем дольше играешь в нее, тем дальше летаешь. Да, в первый день тяжело дойти даже до 10, но все же ваш рекорд будет постоянно расти, а через 3-4 дня вы стабильно будете набивать за 50. Каждый полет длится не дольше нескольких минут, нет заведомо проигрышных ситуаций. На фоне Flappy Bird 90% клонов неиграбельны. В каких-то из них вы сразу будете летать по 20 и более минут, набирая несколько сотен очков. В других, наоборот, вы и после двух дней зависания в игре не пролетите и 10 труб. В некоторых клонах встречаются препятствия, преодолеть которые физически невозможно (например, случается так, что перепад высот у соседних проемов слишком большой).

Читайте также  Поход на Ладогу. 10 моих штук для активного отдыха

Людям нравится играть в Flappy Bird! Они привыкли к вьетнамской птичке, ее неуклюжести, ширине проемов в препятствиях, расстоянию между ними. Зачем раздражать их переменами в этих параметрах? Незачем, решили мы. Поэтому в Tappinator’е эти величины в точности такие же, как и в оригинальной игре. Правда, для начала пришлось их измерить, что и было сделано с помощью 2-х айфонов. Flappy Bird запускалась на iphone 4s, над которым лежал iphone 5s. С последнего велась съемка видео с частотой 120 кадров в секунду, которое позже покадрово анализировалось на макбуке. В процессе всего этого безобразия обнаружилось несколько забавных мелочей. Например, во время падения траектория птички меняется с параболической на прямую =)

Однако, один вид препятствий – это скучно, не так ли? Поэтому решено было немного разнообразить геймплей и добавить широкие наклонные проемы. С ними игра стала интересней и не потеряла в сложности. В прототип уже можно было играть, а при врезаниях в трубы возникало желание разбить телефон, как и у многих пользователей Flappy Bird. Это было хорошим знаком! Но визуальная составляющая пока особо не радовала.

2) Графика

Надобно сказать, что графика для нашей команды – это больная тема. На протяжении нескольких месяцев мы пытались найти художника для нашей основной игры, и даже поработали с несколькими… Но отношения не сложились. Так что арт для Tappinator’а нам пришлось создавать самим, благо, не так много в игре анимаций =)

Для начала нужен был какой-нибудь сюжет. Тут долго не размышляли – решили, что раз Flappy Bird исчезла из магазинов, то в мире маленькой птички случился ядерный апокалипсис. Трубы заржавели, земля разрушилась… Несчастное пернатое пытается спастись и, надев противогаз, отважно хлопает крыльями.

Ок, сюжет есть! Дальше дело за малым: отрисовать задний и передний планы, препятствия и, собственно, нашего радиоактивного героя. Хорошо или плохо мы справились с этими задачами, судите сами. Я лишь приведу серию картинок, иллюстрирующих наши творческие муки.

3) Пряник

Предположим, вы набрали 30 очков в Flappy Bird. На экране появляется менюшка, и вам вручают золотую медаль. Круто, да? Через некоторое время вы набираете, скажем, 55. И вас поощряют медалькой из платины. Поигравшись в игру дня 3, вы стали стабильно летать за 50. И каждый раз вам дают одну и ту же медаль. Вскоре вы уже не замечаете награду, единственная ваша цель – побить свой (или чужой) рекорд. В общем, пряник (система поощрения пользователя) в игре Flappy Bird сыроват.

Обратимся к клонам. Может, они предлагают пряники поинтересней, повкусней?
Как бы не так. Помимо неиграбельности и визуальной убогости нам выдают те же самые медальки, только в виде костей, кубков и проч. и проч.

Читайте также  Устанавливаем iOS 9 Beta 1

А что, если бы полученные во Flappy Bird медали накапливались? В текущих реалиях, типичный разговор 2-х игроков выглядит так:

– (игрок 1) Какой у тебя рекорд во Flappy Bird?

– (игрок 2) 50.

– (игрок 1) А у меня 55, ха-ха!

С накопительной системой диалог мог бы получить такое продолжение:

– (игрок 2) А сколько у тебя платиновых?

– (игрок 1) 1.

– (игрок 2) Ну а у меня 10! Тебе повезло, а я стабилен like a boss)

Решив, что эта идея крутая, мы начали подыскивать ей форму. Знаете, что такое ядерный реактор? А как он устроен? Это такая круглая бандура с дырами. И в эти самые дыры вставляются топливные стержни, выполненные из радиоактивных материалов. Чем больше стержней – тем выше мощность реактора.

Вы, наверное, уже поняли, к чему я клоню. Да, мы награждаем игрока радиоактивными стержнями, которыми он заполняет свой собственный ядерный реактор. Для достижения 100% мощности вам необходимо использовать исключительно торий в качестве топлива, а для этого придется потрудиться. Это вам не рекорд поставить! =)

¡No pasarán!

Наконец, по прошествии 10 дней с начала разработки, Tappinator был отправлен на ревью в App Store. В статусе waiting for review игра провела мучительные 9 дней, после чего статус изменился сначала на in review, а чуть позже на… rejected. В комментарии от review team было сказано следующее: мол, вы, ребята, в своем приложении используете advertisement ID, но при этом не показываете рекламу. Так нельзя, не пропускаем вас.

Мы были в легком шоке. Дело в том, что реклама-то в нашем приложении есть! Баннер показывается в верхней части экрана каждый раз, когда ваша птичка падает замертво. Получается, что цензоры не удосужились даже врезаться в нашей игре? Чушь какая-то.

В ту же ночь цензорам было отправлено краткое письмо-апелляция с разъяснением по поводу рекламы. Буквально через полчаса Tappinator снова оказался на review, а к утру… К утру нас снова ждало разочарование – очередной reject с той же формулировкой.

На самом деле, с рекламой есть один нюанс. Баннер не выскакивает, если девайс не подключен к интернету. Мы опять отправили в Apple письмо, в котором не только подробно объяснили, когда показывается реклама, но и попросили включить интернет и перезапустить игру.

И – о чудо! – следующей ночью Tappinator получил статус ready for sale.

У – значит успех

Итак, наша игра попала в App Store. Дальше дело было за малым – вывести ее в топы. Этот процесс мы видели примерно так:

1) Люди ищут приложения по запросу “flappy bird”.

2) Среди сотен приложений из поисковой выдачи видят Tappinator (игра новая, значит, в первые дни она должна быть наверху кучи)

Читайте также  О технологическом троллинге и живых впечатлениях от iPhone 6 Plus

3) Понимают, что вот он – достойный преемник оригинальной игры.

4) Оставляют восторженные отзывы, бегут рассказывать друзьям.

5) …

6) PROFIT! Мы топ 1 всия эппстора.

Но Apple решила внести коррективы в наши планы.

Tappinator не искалcя по запросу “flappy bird”. Поначалу мы решили, что это временные проблемы, связанные с индексацией. На второй день, когда ситуация не изменилась, догадались заглянуть в список ключевых слов, по которым наша игра должна выдаваться в поиске. Наихудшие опасения подтвердились: в процессе ревью из списка ключевых слов были молча (!) удалены “flappy” и “bird”.

Пришлось выпускать апдейт и менять название на более “лаконичное”. Еще 7 дней в статусе waiting for review, и рядом с Tappinator появилась приписка – nuclear bird with flappy wings. Но время было упущено, наша игра лишилась статуса новой и стремительными темпами теряла позиции.

Через тернии к звездам

На данный момент все, что было сделано для раскрутки – это тема на одном из игровых форумов, да пост вконтакте. Никаких видимых результатов это не дало, да мы и не ждали особого выхлопа от этих методов. Ведь расчет был, мягко говоря, на несколько иной вариант развития событий (см. выше).

Сейчас нашу игру скачивают примерно 50 пользователей в день (не смейтесь, прошу!). Конечно, можно было бы забить и двигаться дальше… Но у нас появился спортивный интерес – а сможем ли мы исправить положение и, вопреки неудачному старту, попасть-таки в заветные топы?

Как же напомнить людям о существовании Tappinator’а? В числе прочего, сейчас мы пишем статью на habrahabr.ru, где пытаемся ответить на следующий вопрос: в каких подобных Flappy Bird играх можно лететь бесконечно долго, а в каких нет? Например, у нас есть доказательство того, что во Flappy Bird при правильной игре вы сможете дотапать хоть до миллиона очков, то есть никогда не попадете в заведомо проигрышную ситуацию. А на примере нашей игры можно будет увидеть, как остроумная птичка-бот ловко лавирует между препятствиями, опираясь на хитрый математический алгоритм (кстати, эпическое видео на эту тему уже готово).

Флэппи энд

Пожалуй, на этой мажорной ноте я окончу свой рассказ. Надеюсь, читать вам его было не менее интересно, чем мне – писать =) Знаете, что самое главное во всей этой петрушке с Tappinator’ом? Что эта игра нравится нам, разработчикам. Есть ощущение, что мы создали нечто хоть и очень простое, хоть и не очень оригинальное, но достойное. И это приятно, друзья =) До новых встреч!

iPhone + iPad: Free [Скачать в App Store]

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

RIOS