Пожаловаться на SMS-спам просто? Пожалуй, да. Или все-таки нет? Все зависит от того, с чем сравнивать. Удалить (или проигнорировать) рекламную SMS всегда было проще, чем пожаловаться на нее. Разрабатывая сервис РосСпам, мы постарались сделать так, чтобы жаловаться на SMS-спам было просто. Очень просто.
Зачем жаловаться?
Кто-то предпочитает просто игнорировать рекламные SMS. Кто-то – добавляет отправителя в Черный список своего телефона. А кто-то – помогает и другим, отправляя жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) России на рекламные SMS. В этом случае, отправитель рекламы может быть наказан (штраф достаточно велик – от 100 до 500 тысяч рублей) и, возможно, перестанет рассылать спам.
Как это работает?
Для android мы сделали отдельное приложение, которое спрашивает пользователя про каждую SMS от неизвестного пользователя “не спам ли это?”. Для iPhone такого, к сожалению, не сделать – iPhonе не позволяет перехватывать входящие SMS. Потому для iPhone (и любых других не-android телефонов) был разработан отдельный сервис. Работает это следующим образом:
1) Пользователь делает скриншот рекламной SMS (Home+Power) и отправляет его на [email protected]
2) Сервис присылает в ответ на e-mail уникальную ссылку.
3) Пройдя по данной ссылке пользователю необходимо указать свои данные – ФИО, почтовый адрес, номер телефона и название оператора сотовой связи. Без этих данных ФАС даже не прочитает вашу жалобу (таковы у нас законы). К счастью, эти данные можно “запомнить” – при отправке новой жалобы их не нужно будет заполнять заново. Также, заполняя данную форму, пользователю необходимо приложить Согласие – написанный от руки и сфотографированный документ, который позволит ФАС получить необходимые доказательства у вашего оператора мобильной связи.
Пожалуй, это самая сложная часть.
4) Нажать кнопку Отправить.
5) Вы получите копию жалобы, отправленной ФАС.
6) Ответ от ФАС поступит в течение 30 дней после регистрации обращения.
Если при заполнении формы выбрать соответствующие опции (“Запомнить мои данные” и “Отправлять будущие жалобы автоматически”), то для отправки любой последующей жалобы будет достаточно лишь отправить скриншот с SMS на [email protected] Просто? Да.
Подводные камни
Разработка сервиса не была столь простой, как может показаться. Изначально мы хотели, чтобы пользователи просто пересылали текст рекламной SMS на специально выделенный номер. И даже запустили сервис в таком режиме. Но ФАС отказалась рассматривать жалобы – не было скриншота, не было информации об отправителе.
Затем ФАС захотела согласие на обработку персональных данных в письменном виде и даже начала отправлять автоответ на все жалобы, сформированные нашим сервисом. Тут пришлось показывать ФАС отдельные статьи и пункты законов, которые говорят, что такого согласия не нужно. В итоге, нам удалось договориться с ними о комплекте необходимых документов и доказательств – теперь сервис РосСпам предоставляет информацию в полном соответствии с их требованиями.
По сведениям от ФАС, 13% всех нарушений в 2013 году – реклама без согласия абонента. Сервис был запущен в сентябре. ФАС явно не справляется с огромным количеством жалоб, которые они стали получать. И тут каждое региональное подразделение ФАС (УФАС) выкручивается как может. Основной способ – отказаться от рассмотрения заявки. Мы собрали информацию от наших пользователей – какие причины отказа ФАС использует и как на них реагировать (см. раздел Вопросы и ответы на нашем сайте).
Часто задаваемые вопросы
1) На сайте необходимо указывать персональные данные, что потом с ними происходит?
Все персональные данные для пользователей, которые не выбрали опцию “Запомнить мои данные”, автоматически стираются из базы данных после отправки жалобы в ФАС. Данные тех пользователей, которые “запомнили свои данные”, используются при отправке последующих жалоб в ФАС.
Скриншоты с рекламными SMS удаляются сразу же после отправки жалобы в ФАС.
Никаким другим образом персональные данные не используются. Кто-то думает, что эти данные нами собираются и потом продаются или используются как-то еще в каких-то целях. Мы таких целей не придумали :), потому данные не используем и не планируем использовать. Для приложения на android есть способ проверки того, что персональные данные не используются (он описан в FAQ на сайте, для сервиса для iPhone способа проверки, к сожалению, нет.
2) На что можно жаловаться?
На получение SMS с рекламой, на которую вы не давали своего согласия. SMS от вашего банка, от вашего мобильного оператора, от магазина (где вы получили дисконтную карту) скорее всего рекламой являться не будут. Также SMS, где есть обращение к вам (“Петр, приходите и купите…”) также не являются рекламой в соответствии с нашими законами.
3) Зачем нам это? На чем мы зарабатываем?
Сервис нам нужен лишь для того, чтобы сделать наш мир чуть лучше :). А зарабатываем мы бесценный опыт в разработке, продвижении и общении с госорганами. Проект никогда не станет платным для пользователей и в нем никогда не будет рекламы.
Статистика
Через приложение для android в настоящий момент отправляется около 500 жалоб в неделю – статистика. Через [email protected] – около 20. Кто не любит SMS-спам больше? Пользователи android или iPhone? 😉 Давайте проверим.
Где скачать? Отдельного приложения не требуется, все уже есть в вашем телефоне – Сообщения и Почта.
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: