ТЕКСТ: Анастасия Аверина Немного цифр:
– 700 HD фотографий специально для детской аудитории, озвученные детьми;
– 280 стихотворений, позволяющих усвоить и запомнить слова в легкой форме;
– 420 развивающий заданий, историй и познавательных фактов для маленьких детей для изучения совместно с родителями;
– 5 детей и 5 авторов, а также 2 психолога принимали участие в создании приложения;
– новые интерактивные функции по сравнению с аналогами.
Идея создания “Развивайки” пришла ко мне (наверное, как и к большинству разработчиков детских приложений) когда мой ребенок в 1,5 года стал активно использовать Ipad. В этом возрасте особенно хорошо играется в “тыркалки”, где от прикосновения появляется картинка или раздается какой-то звук. На тот момент уже существовало несколько подобных приложений, мы в них играли-играли, и даже играем год спустя… Но, для нас этого оказалось недостаточно! Словарный запас ребенка развивается быстро, потребность в новых впечатлениях неистребима, поэтому несмотря на то, что сфере детских приложений уже существовали замечательные программы, нам хотелось все больше и больше новых озвученных картинок.
Меня зовут Анастасия, а моего маленького помощника 2,5 лет – Вова. По образованию я психолог, а разработка приложения – это моя декретная работа. Забегая вперед, скажу, что в результате в создании приложения участвовало много человек, в том числе и косвенно, ведь каждая фотография несет свой авторский след. Поэтому, я часто говорю “мы”, учитывая энергию и живое включение всех участвующих в создании приложения людей.
Итак – идея была предельна проста – яркие озвученные картинки на интересные и полезные детям темы. Картинки должны быть максимально эмоциональными и живыми, а главные их участники – дети.
ЦЕЛЬ – совместить:
– плюсы привычных печатных изданий – богатый текстовый контент, дающий понимание явлений окружающего мира,
– и плюсы интерактивных приложений, создающие веселую, расслабляющую игровую среду и позволяющие ребенку самостоятельно управлять игрой.
До сих пор нет однозначного мнения, оказывают ли детские интерактивные приложения развивающий эффект на ребенка, а вот занятия с родителями и совместное чтение – однозначно да! Признаюсь, мне просто хотелось сделать универсальное приложения под разные запросы родителей и детей. Это мой первый опыт и я старалась интуитивно найти нечто важное.
Аудитория.
Если Вы хотите создать свое приложение, то первым делом надо подумать о том, какой аудитории оно предназначено. Мое приложение предназначено для довольно узкой аудитории – это маленькие дети. Дети растут быстро и каждый месяц ребенок может существенно меняться, поэтому любое детское приложение должно быть в некоторой степени универсальным. Делать приложение отдельно для 2-х леток, 3-х леток и т.д. совершенно невыгодно.
В результате нехитрых раздумий было решено сделать максимально универсальное образовательное приложение, удовлетворяющее разные запросы. В “Развивайке” уместились 7 тем по 100 фотографий (в каждой из которых 20 категорий по 5 примеров). Изучаемые слова я старалась сделать полезными как для самых маленьких детей 1-2 лет, так и для детей постарше, которым интересно послушать стишок, или узнать что-то новое. Получились как стандартные темы (транспорт, профессии, цвета, глаголы), так и особо волнующие (навыки гигиены, кухонные вещи), а также “нежные” (детеныши животных:)). Этот список продиктован обычными потребностями детей, я решила, что такие темы – хорошее стабильное начало, подходящее всем, а вот дополнять приложение можно более специфичными темами.
Я также надеюсь, что приложение представляет интерес и для детей раннего школьного возраста, которые умеют читать сами. Мы писали задания так, чтобы они были обращены непосредственно к ребенку, составлены в простом стиле, доступны и сопровождались красочными иллюстрациями. Стихотворения (среди которых много загадок) также рассчитаны на максимально широкую детскую аудиторию. Изображения были тщательно подобраны на платном фотостоке (это заняло у меня примерно 2 месяца ежевечерней работы).
Что нового?
Как мы уже говорили, на рынке детских i-приложений уже существует несколько аналогичных программ (озвученные изображения), многие из которых вполне отличного качества! Я не буду приводить доскональные сравнения, остановлюсь только на функциональных особенностях “Развивайки” – отличиях от других программ. Все эти причины подтолкнули меня не удовлетвориться имеющимися на рынке приложениями, а попробовать создать свое.
1. Горизонтальная ориентация фотографий. Мне странно, почему большинство аналогичных приложений имеют вертикальную ориентацию изображений. Посмотрите на трансформацию формата кинофильмов – они становятся все более вытянутыми по горизонтали. Почему? Правильно, потому что наши глаза расположены горизонтально по отношению друг к другу и наше зрительное поле ориентировано на линию горизонта. Иными словами, такая ориентация более органична и легче воспринимается.
2. Изображение НЕ исчезает при касании как в Sound Touch. Почему? Дело в том, что дети познают мир в первую очередь с помощью моторики. Им просто необходимо сначала “потыркать”, пощупать и провести по контуру пальцами. К сожалению, в iPad пока нельзя ничего пощупать, но и оставшийся канал для взаимодействия с руками мы отсекать не можем. Известно, что даже зрение развивается вслед за движением, иными словами, чтобы ребенку понять, что такое круг, надо сначала провести пальцем по круглому контуру. Из личного опыта скажу, что часто в аналогичных приложениях мой ребенок хочет показать что-то на изображении, потрогать (как это можно сделать в книжке) и потом очень расстраивается, когда изображение исчезает после касания.
. Каким образом можно интерактивно играть с фотографией? Конечно, раскрасить ее, например, пририсовать усы! Мы сделали отдельный инструмент “Краски”, с помощью которого картинку можно не просто потрогать, но и пометить, “покалякать”, отметить вместе с мамой важные детали. Например, где колесо, где усы, а где чашка. Дети видят фотографии не совсем так, как мы. И для формирования базовых понятий малышам необходимо совместно с мамой акцентировать внимание на важных деталях, как-нибудь ярко выделяя их из окружающего пространства. Важно, чтобы взрослый своим пальцем показывал что-то на картинке. И чтобы ребенок отмечал предметы. Ну а также краски можно использовать для подписей и для простого хулиганства! Ведь в обычных книгах рисовать нельзя!
Вы видите фотографию, достаточно ли этого вам? Нам – нет! Хотелось, чтобы каждая картинка стала более одушевленной и приобрела какое-то описание, полезное для детей. В результате (как будет видно далее) мы получили огромное число стихотворений, загадок, фактов и развивающих заданий для детей, которые представляют отдельную ценность, независимо от фотоизображений. Ну а вместе они позволяют ребенку и родителям организовать досуг, разносторонне и в игровой форме изучить разные понятия и явления.
5. Функция перехода к следующему и предыдущему изображению, помимо выхода в основное меню с выбором категории – дает возможность разных стратегий игры с изображениями. У каждой фотографии равная вероятность просмотра, ведь первой в категории открывается случайная фотография из 5. Мне кажется, что создавая подобные приложения надо обращать особое внимание на стратегию подбора предметов. Зачастую они открываются последовательно, поэтому ребенок большую часть времени видит только первый предмет и далее по убывающей.
Развитие коммуникативных навыков.
Отдельно хочется сказать про цель приложения, которая была важна для меня как для психолога – развитие личности ребенка, в частности навыков коммуникации. Если Вы разрабатываете детскую игру – обязательно обратите особое внимание на этот момент. Игра должна быть максимально одушевлена и общаться с ребенком. Насколько удачно это получилось у нас – судить Вам, а вот если Вы разработчик – примите к сведению несколько рекомендаций. Игровыми средствами коммуникативный аспект “Развивайки” был реализован следующим образом.
1. В фотографиях – эмоциональная насыщенность, большая часть фотографий посвящена взаимодействию детей друг с другом и взрослыми. Множество фотографий счастливых, радостных людей. Ведь известно, что даже самые маленькие дети уже в 1 месяц реагируют оживлением на улыбку. Когда ребенок видит изображение улыбки с глазами (даже символическое), он непроизвольно отвечает своей улыбкой, учится радоваться, быть приветливым с другим человеком. А это – основа общения между людьми и в более старшем возрасте.
2. В кнопках (открывающих фотографии) действует тот же принцип, поэтому мы старались сделать их максимально “детскими”, одушевить. Для этого я подбирала векторные изображения разных авторов на наши темы, добавляла глаза и рот. Затем, путем не хитрых манипуляций – варьируя подсветки и тени, делала эти изображения контрастными и единообразными. На рисунках приведен пример подготовки векторных изображений из серии “Будь опрятным” и законченные картинки темы “Кухня”.
, что особенно привлекательно для маленьких пользователей. Более того, в детских играх важно наличие слов-посредников, например, “Привет!”, “Порисуй!”, “Выбери!”, которые создают ощущение, что игра сама общается с ребенком. В “Развивайке” в силу ее особенностей, таких слов не так много, но хотелось бы в детских приложениях встречать их чаще.
. Описания, факты, стихи – писались профессиональными авторами специально для детей. Они содержат множество вопросов к ребенку – об изображенных предметах, привычках, мечтах, образе жизни малыша; предложений поиграть, описаний на понятном даже для самых маленьких детей языке.
Тексты: стихи, факты, занятия.
Идея дополнить фотографии описаниями пришла не сразу. Хотелось добавить в игру какой-то бонус, приятный момент, что-то особенное… Глядя на аналогичные “Развивайке” приложения, я подумала, что мне было бы интересно видеть не просто фотографию, а какой-то, пусть маленький, текст к ней. Чтобы фотография стала более живой и у нее появилась своя история…
Решив дополнить фотографии текстами, я не придала этой идее большого значения. Но потом все изменилось! Представив задание на сайте копирайтеров, неожиданно за первый день я получила более 100 откликов! Совершенно разные авторы предлагали написать 700 интересных фактов, кто-то – даже за неделю. Хотелось довериться каждому из них. Но, к счастью, логика меня не подвела. Во-первых, по предложению авторов “написать все” было совершенно непонятно, что получится в результате. Во-вторых, я усомнилась, что одному человеку под силу выполнить все задание разносторонне и без потери качества. Поэтому я устроила мини-конкурс, предложив написать пробное описание к 1-3 фотографиям. Предложенные разными авторами описания были и смешными и серьезными, и интересными и не очень, были и совсем глупые и комичные, но я сразу интуитивно почувствовала, что “мое”, а что совсем нет (оказалось, что рейтинг автора при этом не имеет никакого значения). И уже на основе этих описаний, произвела отбор, остановив свой выбор на 5 авторах, пишущих в разных стилях. Это был намеренный ход, я хотела, чтобы программа оказалась интересна как совсем маленьким детям, так и детям постарше, и их родителям. Поэтому в “Развивайке” Вы видите к каждой категории (например, “чашка”, “ходить”, “лодка”) по 5 фактов, среди которых есть и познавательные факты, и задания для малышей, и стишки для всех. В результате во всем приложении у нас получилось аж 280 стихов, 140 фактов и 280 описаний и заданий для малышей! Самой сложной частью, конечно, были стихи – приходилось не раз их редактировать и корректировать. Скажу честно – на это ушло месяца 3-4 вялотекущей “мозгодробильной” работы. Ночами мы собирались вместе с моей мамой, перечитывали каждый стих, внося в него целую кучу правок, правили и сами, спорили с копирайтерами.
Совет: всегда давайте пробные задания копирайтерам и проверяйте тщательно все тексты до последней запятой! Из моего опыта видно, что копирайтеры – это большая сила, но этой силе нужен хороший контроль, поскольку любой самый талантливый писатель может допустить как орфографические, так и смысловые ошибки. Ошибок я исправила массу самых разных – от пропущенных запятых, до смысловых путаниц “астроном-астролог”.
Хотелось бы выразить огромную благодарность всем нашим авторам: Оксане (tarzanka78) за замечательные детские стишки, Ксении Миськовой (Ineedfor) – за стишки-загадки, Колесовой Елене Борисовне (Ramy) – за познавательные факты, Кузнецовой Надежде Владимировне (Katysha14) – за описания для малышей и Бойко Ольге Юрьевне (Olga15) – за развивающие задания для малышей. У меня остались только приятные впечатления от работы со всеми этими людьми и я поняла, что не ошиблась в выборе – это действительно профессионалы своего дела и очень отзывчивые люди.
Озвучивание.
В чем, в чем, а в озвучивании изучаемых тем передо мной никогда не стояло сложности выбора – было ясно сразу: это должны делать дети. Ведь приложение предназначено для детей, а подобное притягивает подобное, для детей детский голос “свой”. Вопрос стоял только в том, делать озвучивание категорий одним ребенком или несколькими. После непродолжительных раздумий я остановилась на втором варианте, решив, что будет интереснее воспринимать не только разный визуальный ряд, но и слышать разные детские голоса. Поэтому я обратилась в звукозаписывающую службу, где и выбрала наших маленьких дикторов. Спасибо большое Алине, Арсению, Ване, Видане и Саше! Ребята большие молодцы, потрудились на славу с интонациями. Позже я узнала, что это далось им совсем нелегко – произносить ряды слов!
Был и еще один момент – делать ли фоновую музыку? С одной стороны – это бодрит, с другой – надоедает, особенно, если дело касается изучения слов. Я решила оставить музыку как опцию, которую можно включить и выключить. Для каждой темы я подобрала свою музыку (в платной музыкальной библиотеке), тем не менее, по собственному опыту скажу, что нам легче учиться без нее.
Эргономика.
Когда занят первостепенными деталями в приложении, а именно его основным контентом – фотографиями и текстами, от внимания может ускользнуть весьма важный вопрос. Это я поняла на своем опыте. В первой версии “Развивайки” сильно хромала эргономика. А именно удобное расположение всего и вся, кнопок в том числе.
Мне казалось, что достаточно расположить довольно прозрачные (чтобы не сильно конкурировали с фотографиями) кнопки с символами действий – в ряд и все будет готово. Таким образом родилось 5 основных кнопок приложения – рисование, повтор звука, цитата, возвращение в меню темы и переход к следующей фотографии. Все они были похожи – на прозрачной кнопке был нарисован карандаш или цитата с рожицами. При первом же тестировании приложения на моих домашних, оказалось, что символы на кнопках мало что значат и никому не понятно, как и что открывать! (для меня это было открытием).
Пришлось усиленно продумывать эргономику кнопочного интерфейса, чтобы она стала хоть немного более интуитивно понятной. Вот к каким окончательным выводам и изменениям мы пришли (сравните 2 картинки, на которых условно все кнопки включены).
– Кнопка домик ушла с середины низа на законное место в левом верхнем углу. Таким образом, основные кнопки управления – “Домик” и “Следующий снимок” стали обособленным угловыми кнопками, легко запоминающимися и заметными, более интуитивными (лево – назад, право – вперед).
– Добавилась кнопка “Обратно”, позволяющая вернуть предыдущее изображение на случай, если вдруг оно непреднамеренно закрылось, а мама и малыш с ним работали.
– Были заменены кнопки рисования и звука на очевидные символы – кисточки с красками и улыбающегося малыша, произносящего текст.
– Открытая цитата, изначально большая и полупрозрачная вызвала массу негодования у моих домочадцев. Как это так – цитата перекрывает рисунок! Был выбран классический вариант цитаты – текст на бумаге (такой легче воспринимается), а место для цитаты – в правом верхнем углу, поскольку на большинстве изображений в этом месте нет каких-то значимых деталей. Соответственно кнопка цитаты из кнопки превратилась в контурное облачко, не перегружающее взгляд.
Все эти изменения были сделаны с одной целью – чтобы любой ребенок или взрослый, открыв изображение, мог легко понять, куда ему нажимать, чтобы сделать то или иное действие.
Иконка и название.
Здесь мне похвастаться нечем – наша иконка это простое соединение векторных изображений на “детском” фоне. Большую часть иконки занимает крупное изображение – играющий ребенок, которое должно привлечь нашу целевую аудиторию – заботливых родителей. К этой иконке я пришла не сразу, а после долгих проб с другими вариантами. В результате из векторых изображений собрала то, что Вы сейчас видите.
Если Вы обратите внимание, то в современных качественных приложениях доминирует тенденция делать иконку – как яркое крупное изображение ведущего объекта (голова животного, например). Это оправдано, ведь иконки маленькие и их много, поэтому глаз потребителя прежде всего задержится на четком крупном изображении.
Что касается названия – то тут я пошла по пути наименьшего сопротивления. Очевидно, что название должно быть специфичным, хотя бы первое слово – чтобы пользователи смогли его однозначно найти. Оно должно быть хорошо запоминающимся и легко произносимым. Ну а на “Развивайке” я остановилась не мудрствуя лукаво, поскольку наше приложение затрагивает много тем и способов общения с ребенком, оно является универсальным и призвано развивать когнитивную и эмоциональную сферы.
Трудности.
Куда ж без них! Готовя “Развивайку” я, как любой разработчик, организатор или автор, сталкивалась с сопротивлением среды то тут, то там. То пропали купленные и не сохраненные на компьютере изображения. То находилась очередная ошибка в текстах. Все описания пришлось тщательно проверять и править, особенно стихи. Какие-то придумывали сами – спасибо моей маме, развивающие упражнения я дописывала вручную.
Для редакции изображений и нарезки музыки – встала необходимость осваивать новые программы – фото и аудио-редакторы (это приходилось делать вручную, ведь большого бюджета у меня не было, и о дизайнере речь не шла). Много ошибок мы впоследствии исправили в коде – приложение некорректно работало на старых операционных системах, кроме того наши HD фотографии пришлось “обогатить” фото с более низким разрешением – это обеспечило быструю работу на старых устройствах. Пришлось все-таки раскошелиться и купить разных айпедов для тестов, иначе просто невозможно выловить ошибки. Например, такая ошибка как смещенное рисование (автор обводил контур девочки) выявилось во время обзора на одном из сайтов – как видно на картинке. После этого я схватилась за голову и уже вечером у меня на столе лежали 1 и 2 айпеды.
Самая большая трудность поджидала меня в неожиданном месте, а именно, программист, взявшийся полностью написать незамысловатый код, – не смог этого сделать. Он долго тянул время, прежде чем сознался, что ему это не под силам. В результате часть бюджета и времени были потеряны. Это явилось сильным демотиватором для меня на несколько месяцев! Очень тяжело регулярно заниматься подготовительной работой, когда не у кого спросить, например, как именовать 700 звуковых файлов и какие части изображения надо сохранять по отдельности. Я не теряла надежды и потихоньку правила тексты. Так прошло 3 месяца.
К счастью, эта ситуация разрешилась, когда нашелся очень грамотный и порядочный программист, который взялся полностью переделать всю работу. Алексей Головко был найден с помощью одного из наших копирайтеров Ксении Миськовой, которая буквально стала вытаскивать меня из этого простоя, за что ей огромное спасибо.
С этого момента работа пошла очень резво, почти каждый день мы закачивали новую тестовую версию приложения, что позволило оперативно исправить все огрехи и создать законченный продукт.
Ну а самой большой радостью, конечно, стало – когда мой ребенок случайно обнаружил на айпеде тестовую и еще совсем сырую версию приложения и стал упорно в нее играть, требуя от меня все больших комментариев и объяснений картинкам! Наверное, именно в этот момент любой разработчик понимает, что если он и прогорит, то все равно не зря))
Приложение помогло нам освоить один жизненно важный навык :). Мой ребенок заболел, из носа текли ручьи, но никакими способами нельзя было его заставить посморкаться по-человечески, предложение взять платок не действовало, вместо этого Вова только тянул воздух в себя. Все произошло случайно, перед сном мы открыли приложение, и пролистали несколько фотографий – случайно открылась тема с ребенком, утирающим нос платком. После чего мой сын подскочил с места, побежал за бумажным платочком и демонстративно посморкался, гордясь собой! Я не ожидала такого эффекта. После нескольких дней бессильных попыток объяснить ему этот процесс (вся семья показывала, как это делать), проблема была решена моментально.
Конечно, есть планы, которые не удалось реализовать. Я хотела сделать “Развивайку” многоязыковой. Для этого я даже подбирала фотографии с транспортом явно не русской ориентации. Однако у нас получился такой объем текста, что качественный перевод носителем на один язык обойдется в несколько раз дороже стоимости всего проекта! Поэтому такие планы пришлось оставить до лучших времен, однако я не теряю надежды, что все-таки удастся их реализовать.
Монетизация.
О, этот столь сложный и важный вопрос! “Развивайка!” состоит из 7 законченных частей, поэтому с самого начала перед нами стоял выбор, как продавать нашу работу. Было несколько вариантов: условно-бесплатный с бесплатной первой темой и внутренними покупками, платный по минимальной цене с открытой первой темой и теми же покупками, или платный со всеми открытыми темами.
1. Плюс условно-бесплатного варианта, как известно, в более быстром продвижении, а минус – в том, что отдавая часть контента бесплатно, мы теряем долю любопытных, интересующихся, откладывающих открытие скачанного приложения на потом, и приобретаем солидную часть людей, которые почему-то довольствуются только одной частью приложения.
2. Во втором варианте с дробными платными покупками может возникнуть некоторый обман при рекламе самого продукта. Выставляя сильные стороны “Развивайки” напоказ (например, объем) в платном приложении и снабжая его еще внутренними покупками – мы рискуем вызвать недовольство покупателя.
3. В третьем варианте при целостной покупке приложения любой ребенок получает сразу весь контент и может осуществлять выбор. Он не скован действиями и решениями родителей, что покупать, а что нет, а получает доступ ко всем образовательным материалам. Этот вариант показался мне наиболее приемлемым. Ведь мой собственный ребенок не мог отлипнуть от темы “транспорт”, оставаясь абсолютно равнодушным к теме “детеныши животных”. Пусть каждый ребенок получит выбор, решила я.
Что касается конкретной стоимости приложения – то для меня ее определить было непросто. Что для нашего российского покупателя много и мало? 33 рубля – много или мало для детского приложения? Я недавно купила ребенку набор из 2 совочков и 4 формочек для песка от отечественного производителя ровно за эту сумму. Можно также купить шоколадное яйцо, мыльные пузыри, набор воздушных шариков или простую заводную игрушку. И это вещи, которые ты держишь в руках, а ребенок им рад куда больше, чем большинству виртуальных приложений. Вместе с тем, в топах детских игр и образовательных приложений доминирует цена 66 рублей.
Очень интересно было бы услышать ваше мнение, дорогие читатели, на этот счет. Что, на ваш взгляд является правильной ценой для детских приложений? Сколько вы готовы отдать, не думая? И какая форма покупок (платная или условно-бесплатная) вызывает больший интерес к приложению?
Маркетинг и шишки.
Признаться честно, я написала эту статью задолго до релиза приложения. Но отправила ее на проверку не сразу – мне хотелось хоть немного написать вот эту главу. Что будет там, когда минуешь порог восторженной разработки? Когда выходишь в открытое плавание по морю-океану приложений AppStore? Кто-то, наверное, сразу перешел к этому абзацу, минуя всю историю). Расскажу как есть. Ведь статей в интернете на эту тему очень мало и все приходится проходить на собственном опыте.
Сразу после выхода приложения в свет, я поняла, что допустила несколько ошибок.
1. Я неправильно указала ключевые категории для поиска приложения. Оказалось, что AppStore совсем не учитывает контекст и ищет по прямому названию указанных категорий. К примеру, у нас были ключевые слова “развитие” и “ребенок”, так что теперь приложение находилось только по запросу “развитие ребенОК”, но никак по запросу “развитие ребенка” или тем более “развивающие игры для детей”. Что интересно, описание подобного опыта я вскоре увидела у создателей “Скороговорок на картонке” на Хабре, их статья вышла через несколько дней после нашего релиза.
2. Во время первого платного обзора были обнаружены недозволительные ошибки при работе приложения на 2 iPad – смещение рисования и вылетание, о которых в этом обзоре и было написано, несмотря на его платность)) Что интересно, в начале мы действительно не тестировали приложение на 2 устройстве вживую, а использовали популярный симулятор, который никаких ошибок не показал. Так что совет: всегда пробуйте все устройства САМИ. Эта же досадная оплошность привела к тому, что первые два отзыва о приложении – это единицы! (на старых айпедах и предыдущей операционке оно просто не открывалось). Как это обычно бывает, проблема пришла с той стороны, где я ее никак не ждала. Ведь на моем устройстве все работало нормально! Как я упоминала, это вынудило меня купить линейку устройств.
После выхода приложения – оно мелькало по ночам на 73 месте категории Образования, что соответствовало 3-4 загрузкам в день, потом пропадало, потом снова появлялось. Я перешла к активным маркетинговым действиям…
Для продвижения приложений есть разные методы, а именно:
– обзоры, которые как оказалось делятся на очень дорогие (8-40 т.р.), не дорогие (до 1 т.р.), бесплатные (от Вас только текст), и бесплатные, но с особыми условиями (ну, Вы поняли).
– реклама в социальных сетях: в сетях можно найти большое количество групп по тематике приложений iPad и детской тематике, на которых совершенно открыто можно размещать свою информацию;
– реклама на форумах тематических сайтов – что тоже бесплатно – в категориях типа “а здесь Вы можете писать о своих приложениях”;
– сайты с условно сторонней тематикой, например, о графике;
– случайные указания на форумах, например, завести тему “а во что играют ваши дети”.
Если честно, два последних метода я еще не пробовала – о них я только думаю. Но думы мои совсем не веселы. Ведь эффект от нескольких более очевидных методов был ну просто абсолютно ну-ле-вым! После 3-х платных обзоров на сайтах второго эшелона и 2-х бесплатных, а также после распространения новости более чем в 20 социальных группах (с численностью от 1 до 10 тыс. чел.) – увеличение количество покупателей было всего на 2-3 человека!!! (ведь в тот момент, я могла считать покупателей “поименно”). Иными словами – эффект полный и безаговорочный НОЛЬ!!!
В результате этого опыта и перед тем как пробовать рекламу посерьезней вышло 2 обновления, корректирующих первые ошибки – очевидные баги, ключевики и название. Теперь в название были включены некоторые ключевые слова, ведь поиск осуществляется и по ним. А ключевые слова были изменены на те падежные склонения и числа, которые были наиболее популярными при запросах (“для детей”, “игры”, “развивающие” и т.д.). Кроме того, приложение было адаптировано для айфона (эту версию мы проверили в очереди к педиатру – ребенок смог отвлечься от тревожного ожидания).
Совет: внимательно отнеситесь к выбору ключевых слов. Проведите свое исследование, уточните, какие наиболее частные запросы выдает поиск Apple при введении слов из Вашей области приложения. Запомните все вплоть до падежей, и основные слова включите в название приложения.
По нашему опыту – при первой оптимизации ключевых слов удалось практически удвоить наше небольшое ежедневное количество загрузок. На картинке слева загрузки до с первыми неудачными ключевыми словами, и чуть раньше середины и справа – с обновленными ключевыми словами.
Во втором обновлении “Развивайки” название содержит 140 символов из 140 возможных, а ключевые слова 100 из 100 возможных. Теперь наше приложение называется “Развивайка – добрые развивающие игры для детей: слова, фотографии, загадки, стихи, рисование! Обучающие приложения, картинки и книги малышам”. Нужно ли делать такое длинное название – решать Вам. Просто помните, что кто-то может найти Ваше приложение только по поиску, а Apple дает Вам суммарный лимит в 240 символов, которые и будут задействованы в поиске.
Ну и наконец, десерт. Да, после второго обновления я сразу дала дорогой платный обзор. Снизила цену до минимальной. Про ключевики вы поняли. Все это в сумме дало эффект, которого я так ждала – “Развивайка” поднялась до 4 места платных приложений в Образовании. Если кому-то интересны цифры из русского стора в Образовании – примерно выглядит это так. 4 место – около 100 загрузок в день, 10 место – 25 загрузок, 30 место – 10 загрузок, 70 место – 4 загрузки. Это примерные цифры из моих наблюдений. Об остальном приходится догадываться. Вот и считайте, насколько выгодно выпускать подобные приложения. На картинке – справа эффект дорогой рекламы.
Последний любимый вопрос – что с ценой и окупаемостью. На создание приложения ушло порядка 50 т.р. и много месяцев моей собственной работы. Считаю эту цену небольшой, т.к. мне повезло найти хороших исполнителей за приемлемые деньги. Вместе с тем за почти 2 месяца существования приложения – оно на данный момент не окупилось. Поэтому одна из целей – вернуть вложенные деньги, чтобы иметь возможность развивать “Развивайку”:)) и добавлять новые темы.
Конечно, и сейчас работа не останавливается. На основе “Развивайки” выйдут приложения, призванные проверить знания слов и найти лишние фотографии. Есть планы, связанные с переводом приложения. А сама “Развивайка” навсегда останется моим наиболее родным и первым до конца доведенным и реализованным проектом.
Всех приглашаю присоединиться к нашим социальным группам:
– ВК
– FB
Далее, видео – а записать его удалось, зажав айфон в тиски на табуретке над айпедом))
Всем спасибо за внимание!
iPhone + iPad: 33 руб. [Скачать из App Store]
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: