Dev Story Meeew. История о людях, пропадающих в пустоте

Меня зовут Павел, я основатель и продюсер приложения Meeew. Это приложение позволяет людям отправлять короткие (до 2-х минут) видео-сообщения своим контактам. Это как SMS или голосовая почта, только для видео.

Сама идея появилась в моменты, когда я не смог пообщаться со своими близкими по Скайпу, так как разница часовых поясов 8-10 часов. Таким образом, когда сплю я не спят они и наоборот. Прикинув количество часовых поясов в мире и быстро проанализировав потенциальную аудиторию, было решено сделать такое приложение, через которое можно было бы общаться голосом и “лицом” не в реальном времени.

Идея далеко не нова и попытки создания таких приложений (desktop, mobile) безусловно были и есть (например, VMS — один из старейших игроков на рынке). Поэтому главный упор решили делать на дизайн и простоту использования. Так что из всех хотелок осталась только запись/отправка/проигрывание видео, количество экранов приложения жестко сокращалось и урезалось, и в итоге у нас все-таки получилось создать весьма конкурентноспособное приложение, на одну-две головы выше конкурентов (именно в сегменте видео-общения, потому что на функционал Line или Whats App размаха не планировалось – слишком долго и сложно, а нужно было быстро и просто).

Эта не просто история о приложении. Это история о постоянно меняющихся условиях и обстоятельствах, это триллер о людях, пропадающих в пустоте. А еще это история о записывающем приложении. You’ve been warned.

What is Meeew? Baby don’t hurt me, don’t hurt me… No more.

С чего начинается любое приложение? Конечно, с концепта, названия и иконки. Название и концепция придумалась сразу. Мяу – потому что забавно и метко. Как еще назвать быстрое и спонтанное видео, которое посылает тебе, например, твоя девушка? 😉 Так нейминг стал доменом и основной идеей, заодно сразу дав отправную точку для всех изображений и иконки.

У приложения с таким названием должен быть талисман (или “маскот” на профессиональном жаргоне). Наш маскот – девушка-кошка Кейти. Кейти разная: в желтом оформлении – маленькая оторва, в оранжевом – подросток-звезда, в фиолетовом – заботливая мать.

Арты

Первые арты начали рисовать с моим тогда постоянным иллюстратором Алексеем. Алексей выдал вот такие скетчи на мой бриф:

Потом с Алексеем что-то случилось, и финальный результат никак не сдвинуть было с этой точки:

Было принято решение попробовать другого иллюстратора. Так я познакомился с Верой, которая первым делом рассмеялась увидев скетчи Алексея. А все почему? Потому что Вера традиционный книжный иллюстратор, что означает – отличная проработка образов и много, очень много деталей. Встречайте, ее первые скетчи:

Правки, комментарии, немного нервов, после чего со слов иллюстратора эти кошки (и иконка) ей уже сниться стали. Для большей убедительности я прилетел на встречу в Москве, чтобы лично донести некоторые тонкости в иллюстрациях. Это сыграло на пользу, получилось вытянуть иллюстрации на нужный уровень эмоциональности. И вот каждая иллюстрация нарисована под Retina дисплей. Результат:

Иконка

Теперь рисуем иконку, которую взялся сделать один из специалистов с free-lance.ru. Ребята, слева скетч, справа финальный результат. Да-да, финальный. Именно.

А вот дизайнер демонстрирует как сильно выделяется эта прекрасная иконка из визуального ряда топа App Store. Блескота! (Справедливости ради, иконка воистину выделяется.)

Так как это просто мрак смешаный с безысходностью, в голову пришла идея попробовать нарисовать иконку с тем же (а точнее с “той же”), кто нарисовал и иллюстрации кошек. Встречайте, рождение новой иконки с Верой!

Сама иконка нужна в 16-ти размерах. Когда рисовали первую версию иконки, это не учли, так что каждая иконка рисовалась отдельно. Плюсы — очевидно, проработка иконок была на высоте. Минусы… После перехода на iOS7 пришлось придумывать новую, упрощенную версию, которую не надо было бы перерисовывать вообще. На картинке показано как из iOS6 иконки эволюционировала та, что используется сейчас.

Признаться, по старой иконке очень скучаю. Но, увы, flat design iOS7, спасибо иконке Сафари за заданный тренд. Как видите очень много работы по иконке было проведено фактически в стол. Все потому, что не успели до релиза iOS7, а после релиза iOS7 уже не было смысла оставлять замечательную красочную иконку. Хочу сказать спасибо за это программистам iOS. С искренним удовольствием вручил бы некоторым из них премию “Золотой Дятел” за затягивание сроков!

Прототипирование и начало разработки

Хронологически именно разработка приложения была первым этапом (после названия и непосредственно идеи). Хотелось как можно быстрее получить на руки то, чем можно пользоваться и начать тестирование. Поэтому параллельно с дизайном и доработкой логики, стартовало программирование прототипа клиентской и серверной части. Я заранее извиняюсь перед вами, читатели, за некоторую фривольность в последующем изложении, но видит бог – как хорошо, что история пишется сейчас, а не 3-4 месяца назад. Тогда бы цензура не пропустила.

И пилили они и пилили, утирая пот… Первый программист Эдуард был найден на freelansim (многообещающее начало, правда?), и он бодро согласился сделать и серверную часть на ASP.NET и клиентскую в Xcode, и еще БД нам организовать (и разве что только не сделать это все бесплатно, но нет, этого Эдуард не предложил).

На этом этапе заложили фундамент в виде выделенного сервера у FastVPS на Windows Server 2008 R2, БД MSSQL Express и .NET как серверной среды разработки. В дальнешем эта константа не менялась. Эдуард вел работу через репозиторий BitBucket, где в качестве языка сорцов был указан C# (и не спрашивайте почему, я до сих пор не знаю!). В последствии, язык репозитория был изменен на более подходящий Objective C.

Немного отступая от темы, могу из своего опыта посоветовать работать только со знакомой вам лично технологией, не слушая, что вам советует разработчик. Почему? Потому что всегда можно найти программиста под удобную для вашего понимания среду, чем искать программистов под среду, в которой вы ничего не понимаете. К примеру, сейчас для масштабирования проекта нужно выбирать более дешевые решения, а для этого нужно уйти с Windows и .NET, а для этого нужно переписать код, а для этого… Вот такой замкнутый круг, куда попадаешь, если технология тебе не знакома и на проверку оказалась банально в разы дороже, чем, например, решение на *nix + выделенный сервер или кластер AWS с S3 под хранение, или даже другое более интересное архитектурное решение, про которое я расскажу в другой раз.

С Эдуардом мы много созванивались в Скайпе, переписывались по почте, иногда я ему звонил на телефон. Как оказалось, он весьма ограничен в девайсах (в наличии только айфон), не представляет как выложить приложение в App Store и не знает другие весьма интересные моменты, которые на мой взгляд разработчик с опытом все-таки обязан знать, а не гуглить.

Эдуард честно почти запилил прототип и в принципе закончил серверную часть, а потом благополучно пропал. И я начал искать программиста на замену для доработки прототипа и разработки версии “по дизайну” (в этот момент дизайн уже вошел в стадию “почти готово”).

Вязкие недели прошли за поисками нового программиста. Желающих работать с чужим кодом оказалось мало, что было ожидаемо. В итоге почти полтора месяца поисков не привели ни к чему, пока на том же freelansim не был найден… (барабанная дробь) программист Дмитрий!

Дмитрий был образцом подхода а-ля капитализм (KAPITALIZOM!). Он регулярно (два-три раза в неделю, преимущественно ночью и ближе к выходным) выкладывал обновления в репозиторий. Потом Дмитрий выставлял счет за свои часы работы, а я исправно их оплачивал. Однако, к концу первого месяца я понял, что если я буду оплачивать ресерч Дмитрия по нормальной часовой ставке, и будет сохраняться заданный темп разработки приложения, то приложение выйдет никогда (а деньги кончатся, что тоже обидно). Например, он оценил постановку готовой иконки в проект в… 90 минут. Полтора часа, чтобы кинуть иконку в проект, на языке Дмитрия это от 900 до 1 200р. Да и “тонкости” App Store были неведомы программисту с “10-летним стажем”. Ом-м-м. Тут мои нервы сжались в тугой клубок боли, разочарования и здорового прагматизма, и случился разговор. После долгой беседы с Дмитрием на тему его подхода к работе и общей профпригодности, Дмитрий взял отпуск за свой счет. Точнее, Дмитрий возмутился и сначала выставил счет выше того, который он выставил первоначально, потом в оскорбленных чувствах поднял и часовую ставку. В общем, повел себя недостойно гордого звания технического специалиста. Challenge accepted! Начался новый раунд поисков.

Читайте также  Как я решил торговать на бирже через Tradernet, часть 4

Михаила мне нашли через знакомого веб-программиста, который работал на другом моем проекте. Михаил был не так жизнерадостен как Эдуард, зато он и не был так испорчен мелкой купюрой как Дмитрий, так что первым делом он взял посмотреть код и документацию к серверному API, а через пару дней приступил к работе.

Именно Михаил привел приложение к релизному виду, и мы сделали релиз версии 1.0. Далее Михаил помог организовать нормальный процесс со всеми этими code signing identity и provisioning profiles (жесть и бюрократия), и начал править баги в версии. Я уже говорил, что на этом этапе Михаил пропал?

И в четвертый раз уже изрядно потасканый стартапер закинул невод. На этот раз я решил обойти стороной все русскоязычные биржи и просто нанять пару китайцев на Elance, благо у меня там есть раскрученный профиль.

Первый китаец с Elance допилил приложение, но затянул сроки на неделю. Потом он попросил больше денег, пожаловался на сложность приложения и… Нет, Elance в этом плане дисциплинирует. Китаец никуда не пропал, но получил заслуженный отзыв.

Вторым китайцем была индонезийская девушка. Она просто “пришла и молча исправила все”. Без всякого полета мысли, с кучей объяснений от меня, но в итоге – в срок и за оговоренные деньги. Потом я сам залез в код, чтобы поправить пару мелочей, на объяснение которых потребовалось бы слишком много времени, так что проще было самому исправить. И случился релиз версии 1.5, которая на данный момент является текущей.

Объективности для, не скажу, что специалисты на Elance работают задаром или что расценки китайцев ниже наших. Нет. Расценки выше. Китай так вообще современная мекка мобильных приложений, спроса и предложения на них (на пару с Японией и Сингапуром). Вот только наши ребята берут и пропадают, или делают работу спустя рукава, или еще что-нибудь нездоровое вроде непонятного расчета стоимости и пальцев веером. А те китайцы, с которыми мне повезло работать просто брали и просто делали. Есть ли у них то самое креативное мышление, за которое так ценять отечественных разработчиков? Скорее нет, чем да. Но это нивелируется четкой постановкой задачи.

Непосредственно разработка приложения уложилась в 3,5 месяца (как я и планировал изначально). Вся эта чехарда с поисками вышла на почти полгода до 1-ой версии, и плюс 2 месяца до версии 1.5. За это время можно было бы почти родить. Хотя получается, что почти и родили 😉

Основная функция приложения – запись и отправка видео своим контактам, либо тем, чей e-mail вы знаете. От этого и началась пляска. В идеале, мы должны были получить всего 3 экрана взаимодействия, но получилось несколько больше, в основном за счет вспомогательных экранов.

Можно было пойти по пути Clear и порезать многое, а что не порезать то спрятать, а что не спрятать то весьма не интуитивно скрыть… И тогда если пользователь бы зашел в приложение через пару недель, он бы не знал, что делать дальше. Так что некоторые экраны остались просто по причине большей простоты использования приложения с ними, чем если без них.

Всего получилось:
– Launch screen
– Вход (вводим e-mail и пароль)
– Регистрация
– Главный экран
– Полученные/Отправленные видео
– Выйти/Показать подсказки
– Запись/Воспроизведение
– Подготовка видео к отправке
– Ввод названия и выбор получателя видео
– Отправка на сервер
– Окончание отправки
– Отдельно Настройки приложения в iPhone/iPad->Settings

В общем, резать еще и резать все это дело! 😉 На iPad экраны 4, 5 объединены, а переход между экранами 8, 9, 10, 11 визуально выполнен как переход в пределах одного экрана (в итоге, получается порезали 4 экрана с iPad версии, что весьма заметно при использовании). И в отличии от прототипа, порезаны разные кнопки и избавились от действия “свайп” между списками.

Проект ведется через Basecamp, и вот как выглядит верхняя шапка статистики аккаунта бейскампа на данный момент. Это, скажем так, довольно много обсуждений для небольшого приложения 😉 Дизайн обсуждали отдельно, так что в бейскампе только про баги, программирование и т.п. Делайте выводы.

Оптимизация iPad

На iPad можно было отказаться от некоторых экранов и этапов, где пользователь находится в ожидании. Так появилась панель со всеми видео на главном экране вместо двух разных экранов, а также в статус-бар перекочевали уведомления о подготовке и загрузке видео на сервер. Для iPhone подобный подход еще только предстоит применить.

Серой подложкой выделены экраны, которые мы объединили в один на iPad, либо избавились от них, вынеся функционал в статус-бар:

Как работает Meeew?

Техническая часть приложения в сферическом вакууме и при наличии неограниченных средств состоит из:

– Клиентский интерфейс (приложение на iOS девайсе)
– Серверное API
– Прослойка в виде сервера транскодирования в облаке
– Отдельное файлохранилище в отдельном облаке
– Сервер на обработку запросов API и хранения БД (можно разместить в облаке п.4)

В текущей версии есть 1, 2, 5 (только не в облаке, а на выделенном сервере). Идеальное решение потребует серьезного изменения логики работы аппа, но позволит сэкономить деньги при достижении критичной пользовательской активности (видео-сервер это вообще весьма затратно).

Самое узкое звено сейчас это сервер с API и хранилищем. Из-за совмещения мы в не сильно отдаленной перспективе рискуем получить отказ как по исчерпанию места, так и по запросам к API, так как приложение активно генерирует запросы в количестве 1-3 на каждое действие.

Например, отправка видео это 3 запроса. Первый – мы делим записанное видео на фрагменты, второй – отправляем по одному фрагменту на сервер (есть проверка на досылку фрагментов, если связь оборвалась), третий – собираем видео в одно на сервере и шлем push юзеру (пришло новое видео). Если мы прямо сейчас подключим отдельный сервер для транскодирования, то число запросов увеличится до 5-6 (перекодировка, отправка, дополнительные проверки на целостность файла и т.п.). Таким образом, достаточно тривиальное действие, описываемое в прямую линию блок-схемой, превращается в ад прямо пропорционально массе пользователей.

Сервер-сайд

Первоначальный макет серверной стороны приложения был написан c помощью веб-служб ASP.NET, но так и не доведен до ума первым разработчиком. В дело вступил отдельный разработчик серверной части — Александр:

“Ещё в процессе доработок сервиса на веб-службах ASP.NET стало понятно, что ясности в том, каким должно быть API нет ни у кого, и кто за это будет отвечать тоже. Некоторые серверные методы начинали дублировать друг друга, некоторые друг-другу противоречить, а отлаживание было организовано, в основном, методом пристального взгляда на клиентской стороне.

После очередных трёх дней, потраченных на то, чтобы состыковаться с разработчиком client-side и совместной отладкой по скайпу, стало понятно, что проект разросся, и так жить нельзя. Финальной каплей был момент, когда после отправки приложения на тестирование, оказалось, что одна из частей взаимодействия была написана не совсем верно и пользователю каждый раз выводилось окошко приветствия «Это ваш первый вход в Meeew!». Хотфикс со стороны сервера, конечно, написали, но он ещё больше запутывал всю логику. В итоге, было принято решение всё взять и переделать.

Читайте также  «ВКонтакте» усилит защищённость переписки

С учетом того, что Microsoft, считает технологию веб-служб ASP.NET устаревшей и предлагает воспользоваться либо Windows Communication Foundation, либо новеньким WebAPI, между которыми и пришлось выбирать. Немного подумав остановились на второй, тем более у нее как раз в те дни вышла вторая версия, а WCF слишком корпоративна.

С переходом на WebApi (переход серверной части занял в общей сумме четыре рабочих дня), вторая версия которого удачно вышла в тот момент, появилась возможность наконец воспользоваться модульным и интеграционным тестрованием, отбросить всё лишнее, нормально зафиксировать документацию и подготовиться к горизонтальному масштабированию проекта.

Некоторое время был соблазн (гулять так гулять, да) перейти с linq2sql в качестве ORM для взаимодействия с сервером на Entity Framework, однако из-за того, что сервис должен поддерживать высокую нагрузку, от этой мысли пришлось отказаться по причинам производительности. Зато всё взаимодействие с базой данных было перенесено в специальный модуль, так что когда сервис вырастет до значительного количества пользователей можно будет пойти по пути Stack Overflow и воспользоваться чистым, легковесным SQL.

Благодаря лучшему структурированию кода, тестированию, переходу к новым технологиям и уменьшению связности, добавление функций стало простым и понятным. Сразу становились видны неочевидные зависимости между используемыми модулями серверной стороны.

Разработка клиентской и серверной части велась удалённо, а у сервер-сайд разработчика вообще не было мобильных устройств от Apple. Учитывая это, хорошее документирование позволило сократить до минимума время, требуемое на совместное тестирование всего взаимодействия, отладив лишь несколько общих методов.”

Дизайн

На все том же freelansim я нашел дизайнера для приложения. Вот такой первый подход к снаряду продемонстрировал Иван:

Я бы очень-очень хотел бы показать вам портфолио Ивана, чтобы вам стало понятно как он вообще оказался на проекте. Хорошее портфолио, лаконичные приложения. Но как получилось то, что выше – загадка. Орфографические ошибки тоже весьма портят впечатление. Правки, комментарии и второй подход к снаряду:

Перспективы в таком дизайне просто нет, хотя Иван и предложил интересное решение со слайдером-смайлом. Но, увы, это было единственное интересное решение. И я ищу нового дизайнера, а с Иваном мы расходимся как в море корабли. Новый дизайнер Роман весьма кстати нашелся быстро на все том же freelansim. Роман показал вот такую первую попытку:

Я дал комментарии, потому что с таким результатом хотя бы можно работать. И потом еще раз, и еще, и вот к таком виду мы последовательно пришли:

Финальный вариант дизайна потребовал новых артов в ультимативной форме. Говорит, либо будут перерисованы кошки, либо я буду выглядеть как отстой. Ну что ж, значит будем перерисовать кошек. А Роман в это время нарезает дизайны для программиста (та еще задача, скажу я вам).

Думаете это все? Нет. У Романа горит его винт и весь результат его работы не успевает отправиться мне на почту или на файлообменник, или в бекап. Но, слава богу, Роман оказался ответственным человеком (что неоднократно подтвердилось позже на проекте, безусловно Роман совершенно случайно для меня оказался настоящей находкой) и быстро все починил. Или заново сделал. В такие тонкости скромный дизайнер не посвящает своих клиентов 😉

Новые арты

И снова встречайте Веру! Смена тона когда я говорю об иллюстрациях абсолютно объективна. Судите сами, вот так у нас получилось адаптировать арты под flat дизайн:

Мы рисовали арты с привязкой к старой иконке и иллюстрациям, чтобы не получилось что арты в таком настроении, которое больше ничем и нигде не поддерживается.

Почему шесть котов, а не три? Фишка тут в том, что вместо одного арта на каждый “возраст” кошки, решили сделать по два. Первая иллюстрация это приветственная поза (welcome pose), которую мы используем на экране входа в приложение. Вторая иллюстрация это победная поза (winning pose), которую мы используем на экране успешной отправки сообщения.

Сайт приложения

Отдельная песня это сайт. Это, конечно, просто лендинг, который через пару месяцев трансформировался в мультиязычный лендинг и мультиязычные же шаблоны писем, которые мы шлем пользователям на разные события (регистрация, восстановление пароля, пришло новое видео-сообщение).

Так выглядел старый сайт:

Как видите на нем используются первоначальные арты, а концепция сайта акцентирует внимание на возможности выбрать разное оформление в приложении (темы оформления, themes).

А вот так новый:

Здесь же, во-первых, используются те же арты, что и в самом приложении (единая линия брендинга: приложение->сайт->соц. сети), а, во-вторых, акцент уже смещен на функции приложения. Про темы, конечно, тоже сказано, но лишь как об одной из функций.

Так выглядят письма, которые мы присылаем пользователям (мы считаем, что важно все и красивые письма не исключение):

Продвижение

Первоначально планы были наполеоновские. Спокойно, сейчас я вам все расскажу. Все началось с “запишем-ка мы вирусное видео, где люди в разных городах мира скажут “мяу”, а мы потом это дело смонтируем в минутный ролик”. Сказано… и не так легко сделано.

Присылали знакомые, знакомые знакомых и один из клиентов. Также я разместил конкурс на freelancer.com, но, увы, получил только одно видео от украинской девушки, которое было не совсем то, что хотелось бы получить. Аналогично отсеялась пара-тройка видео от девушек людей, участвующих в создании приложения. Скромность украшает людей, но не украшает людей на съемках 😉

Было даже пробы съемок в студии с предварительным кастингом. Но когда было готово приложение, оказалось что эти видео не годятся вообще. Девчонки зачитывали текст на камеру, а от этого подхода я решил отказаться. Так что, отвалились и эти видео.

В итоге смонтированная версия получилась всего на 15 секунд. Наполеоновский размах отменяется, слишком мало людей для того, чтобы сделать по-настоящему масштабный ролик. Тогда анализируем как быть с тем, что есть.

Вот этот ролик, куда вошли лучшие видео из всех, что мне прислали:

Для продвижения есть следующие каналы:

Facebook (флагман нашего продвижения)
Реклама приложения это блок, показываемый пользователям в ленте. Можно встроить короткое видео, максимум 15 секунд. Вот зачем я смонтировал видео под этот хронометраж. С точки зрения использования имеющихся материалов (арты, иконка, видео, сайт) это самый насыщенный канал для продвижения проекта. Проще говоря – у нас есть абсолютно все, чтобы сделать очень много разных насыщенных рекламных объявлений, плюс мы можем еще и видео прикрепить как “большие бренды”.

YouTube видеореклама (первая линия обороны)
Все мы видели ту самую рекламу, где первые 5 секунд являются обязательными к просмотру. Для этого вида продвижения у нас есть короткое видео, которое точно посмотрят… Но нет той самой “наполеоновской” расширенной версии, которая бы сделала wow-эффект. Это значит, что просмотров будет много, но ждать реального эффекта наивно.

ВКонтакте (темный лошадь)
Рекламный блок сбоку. Скучно, но для этого графика вся есть. Можно попробовать собрать сообщество.

iAd Workbench (вторая линия обороны)
Реклама Apple. Опять же – мы тут тоже полностью упакованы материалами. Клепай только себе высококачественные баннеры, да проплачивай кампании.

Платные обзоры (ружье на стене – не знаешь когда и как, и если выстрелит)
Заманчиво, но надо знать издания. С наскоку не удалось определить реальных лидеров всех площадок. Те что нашлись из статей с чужим опытом доверия не внушали – куча разношерстных приложений разного качества в обозренном, нет комментариев, низкая посещаемость ресурсов, плохое качество сайтов самих обозревательных площадок. Одни берут за обзор $100, другие $400 и предлагают попутно раскрутку в соц. сетях. Как это влияет на конверсию не очень понятно, об эффективности платных обзоров удалось найти очень мало историй. Пока скорее нет, не хвататет прозрачности. Однако, сам обзор был бы очень интересен. Так что, можно сказать я еще в поиске эту тему.

Читайте также  Анонсирован Dungeon Hunter 5 для iOS. Снова донат

Бесплатные обзоры и dev-story (туз в рукаве – может сыграть свою партию)
iPhones.ru тут без вариантов. После всех прочтенных dev-story и нескольких статей на хабре, мне показалось что это будет хотя бы интересный опыт. Да и рассказать есть о чем. (Правда, первый вариант статьи Артур весьма так по-диктаторски зарубил:

Павел, под девстори вы прикрываете желание нанять разрабов и попиариться. А ведь текст получился пресным и бессюжетным. Где в нем какая-то польза? Что интересного может подчерпнуть опытный разработчик? Скукота. Отказ.

Но оно и к лучшему, так как позволило еще раз вглянуть на проект со стороны разработки, и в процессе появилось много новых мыслей для версии 2.0. и данная история была значительно дополнена, улучшена.

Результаты Facebook

Было проведено две кампании. Одна направлена на установки приложения, другая на лайки страницы. В сумме потрачено ~$200. Дневной бюджет был задран до $20-50, чтобы получить максимум результата за 2-3 дня, а не доить рекламу неделями. На последние две кампании бюджет был установлен на меньшее значение, чтобы реклама дольше находилась в ротации.

Результаты первой кампании (это как раз та самая, с видео-роликом только для мобильных устройств):

Вторая кампания (обычная, но тоже только для мобильных устройств):

Третья кампания (так называемая App Installs, назначение которой в стимулировании пользователей на установку приложения):

Четвертая кампания (клики для сайта с таргетингом только на Японию):

С рекламы на Фейсбуке приложение купили всего пять пользователей (двое из США, один из, внезапно, Австралии, двое из Японии). Хотя в кампании это не отражено, поэтому возможно купили из-за другой рекламы, либо напрямую в App Store.

Страницу пошарили, полайкали, и теперь она не выглядит “мертвой”. Это и требовалось, так что несмотря на провал на стороне покупок, не могу сказать, что результат не был положительным. Возможно, есть смысл попробовать с другой суммой бюджета, длительностью, таргетингом (сейчас было только по США) и т.п.

Было еще некоторое количество попаданий в Sponsored story, продвижение последней новости про апдейт приложения (за $5, с этого тоже было получено какое-то число лайков, но не установок).

Результаты YouTube

Срок проведения кампании неделя, бюджет 3 000 рублей. И вот что вышло:

Увидев цифру в поле “итоговая стоимость”, я слегка заволновался и принялся гуглить на тему – что же это вообще такое? Снимут ли деньги с карты? Остановят рекламу? Закроют канал? Забанят? Вышлют ли из страны? В переписке с представителем YouTube мне сказали, что можно расслабиться и получать удовольствие. Цитирую:

Дело в том, что по причине того, что поскольку Вы получали достаточно большое количество показов Вашей видео рекламы и имели хороший потенциал, система повысила величину заданную дневным бюджетом(понимаю, что превысила, на достаточно высокий показатель). Данная ситуация произошла по причине техн. сбоя, о котором извещены наши специалисты и который больше не повторится(то есть причина не была в Вашем бюджете или настройках)

А кто-то ведь внесет на свой счет чуть больше денег и все. Система подумала и решила, а вас потом уведомят. Но все обошлось. За заплаченные 3 000р. результат хороший, но если так будет и за 20т.р. то скорее оно того не стоит. Реального выхлопа кампания в YouTube не принесла. Правда, видео мы записали не совсем то и не совсем так, как изначально хотелось… Так что с Ютубом квиты. В другой раз попробую как изначально придумалось, без компромиссов.

Результаты iAd Workbench

В iAd был загружен кастомный баннер, я задал очень жесткий таргетинг и время показа объявлений. В начале марта стартовала кампания приуроченная к международному Женскому дню (с инверсией таргетинга только на мужчин 😉 И традиционно, чуть позже стартовала отдельная кампания с японским таргетингом.

iAd баннеры для кампании:

iAd баннеры для кампании на 1-8 марта:

Модераторы App Store утвердили баннеры и обе кампании моментально, в течение пары часов.

Результаты:

Результаты на “японскую” кампанию:

Площадка очень перспективная. Во-первых, Meeew представлено на 4-х языках (русский, английский, японский и китайский упрощенный), можно осознанно сделать объявления под разные страны (Кстати, Китай и Гонконг это две разные страны. В Китае распространен китайский упрощенный, а в Гонконге говорят и пишут больше на китайском традиционном). Во-вторых, множество артов, так что можно сделать много разных баннеров в пределах одной кампании и включить их в ротацию. В общем, если грамотно подойти, мне кажется iAd Workbench это чуть ли не единственный инструмент создания интереса к приложению у новых пользователей.

Единственный минус в iAd Workbench — большие затраты на рекламу. Нужно неделями держать в ротации кампании на разных языках с линиями под различные группы пользователей и разной графикой. Не самое дешевое удовольствие. Для стартующего приложения это очень важный момент.

После прочтения статей на тему iAd Workbench, закралось сомнение в эффективности площадки. Разные разработчики жалуются, что пользователи просто случайно кликают на баннеры из-за их расположения. По своему опыту могу сказать, что несмотря на приличное количество кликов (соответственно достаточно высокий CTR) установок из iAd Workbench не было вообще. Либо пользователям не хочется покупать приложение, либо это действительно случайные клики.

Хозяюшке на заметку

Скриншоты в iTunesConnect это боль. Нет, серьезно. Если ваше приложение мультиязычное, выходит на iPhone + iPad, это 5 скринов на платформу, итого получается 5*A*Z, где A – кол-во платформ, Z – кол-во языков. Кол-во платформ не 2 как вы могли бы подумать, а 3, потому что Retina и non-Retina для iPhone готовятся раздельно.

Для Meeew было сделано 60 скриншотов. Всего за полчаса. Вы, наверное, уже потираете руки в предвкушении секретного метода как это сделать? Сейчас, сейчас я вам про это расскажу.

Открываете Xcode, запускаете эмулятор iPhone (есть обе версии эмулятора, для 3”5 и 4”, тоже самое и с iPad). Далее делаете скриншот средствами эмулятора. Скрин сохранится на рабочий стол. Эмулятор умеет и менять язык iOS, так что повторяйте процесс пока на рабочем столе не скопится пачка скриншотов в нужных размерах и на нужных языках iOS.

Останется только их оформить для App Store, если вы хотите. Если нет, можно прямо в таком виде кидать в iTunesConnect.

Есть, правда, один недостаток. Эмулятор не покажет вам экраны, где происходит взаимодействие с камерой. Эти придется делать вручную с девайсов, либо накодить переход на такой экран со статичным фоном без обращения к камере.

Такие скриншоты получились у нас

Что почем?

Разработка, дизайн и продвижение приложения уложились в $20,000. Сумма вложений, понятное дело, растет, в основном, за счет продвижения.

Еще на носу версия 2.0, прототипирование которой идет полным ходом. Затраты подскочат к отметке $30,000-35,000.

Если не менять модель монетизации (сейчас это только прямые продажи), то это выход в чистый минус без возврата инвестиций. Если сменить модель монетизации и отмасштабировать проект, то уже имеем выход в прозрачно прогнозируемый плюс.

Выводов отсюда три.

Первый – нужно тщательно расписывать механизм монетизации.

Второй – не менее амбициозно нужно подойти к расходам на продвижение (реклама это не просто двигатель, это топливо продаж).

Третий – уж если Apple заявила о новой версии iOS, то надо бросать все наработки и делать под новую версию (потом все равно переделывать придется).

MOAR of Meeew?

В новом релизе, который уже не за горами, будет полностью пересмотрена модель монетизации и главная логика приложения. Будем работать над тем, чтобы избавить пользователей от ожидания вообще (есть интересные предложения от компаний, работающих в области транскодирования видео), а заодно предложим то, чего пока нет ни в одном другом популярном мессенджере.

Ссылки

App Store – Free

Сайт приложения – http://www.meeew.com/

AngelList – http://www.angel.co/meeew/

Кейс – http://www.pekanov.com/projects/meeew/

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

RIOS