ТЕКСТ: Максим Скробов, Анастасия Бертош Создавая приложение, любой разработчик хочет, чтобы оно было «вкусным» для пользователя и «кормило» самого разработчика. Поэтому мы решили разработать приложение, которое обладало такими качествами в буквальном смысле. А по вашему, что случается с едой, которая готовится для кулинарных программ, приложений или книг? Ее съедают сами разработчики.
Хорошее кулинарное приложение сделать просто и недорого, правда только в случае, если у вас есть доступ к большому количеству качественных фотографий и рецептов. К сожалению, далеко не у всех есть доступ к такому контенту, поэтому в нашей Dev Story уместилось сразу 2 истории: о создании фотографий и рецептов, а также о разработке самого приложения.
Рецепты, “которые бесплатно можно найти в интернете”
У любого контенто-ориентированного приложения есть 2 проблемы:
1. Найти подходящий контент.
2. Убедить пользователя, что наш контент нельзя найти бесплатно в интернете и он не взят из википедии или другого свободного источника.
С учетом того, что мы рассчитываем на долгую жизнь приложения после его выхода, было решено делать все фотографии и подбирать рецепты самостоятельно. Таким образом мы сможем планировать все обновления и делать формат рецептов единобразным и удобным нам.
Просматривая приложения русскоязычных конкурентов (именно на этот рынок мы ориентировались) мы заметили, что ни у кого нет хороших пошаговых фотографий:
– Есть приложения с хорошими фотографиями, но с малым количеством рецептов
– Есть приложения с большим количеством рецептов, но «невкусными» фотографиями или вовсе без фотографий.
Логично, что выигрышно на фоне конкурентов можно выглядеть, поместив в приложение много рецептов с большим количеством фотографий и рецептов, но производство такого контента будет стоить дорого. Точнее, производство такого контента стоило нам дорого.
Яркое, красочное и подробное описание рецептов с фотографией каждого шага – это наша цель, которую мы достигли как и было запланировано
Как и в любом большом проекте, основная работа по организации процесса создания контента была возложена на менеджера. Первой задачей менеджера было, конечно же, найти повара, который отвечал бы следующим критериям: наличие опыта работы в ресторане, а также готовность пожертвовать своим свободным временем ради этого проекта.
Задача не из легких, поэтому нашему менеджеру пришлось посетить несчетное количество различных кулинарных выставок, мастер-классов, конференций и ресторанов. В результате у нас наладилось сотрудничество уже с 10-ю поварами, и поиск постоянно продолжается, ведь каждый из них силен в какой-то своей области (суши, паста, торты и так далее), а база рецептов у нас постоянно расширяется.
Именно эти люди приготовили все, что есть у нас в приложении.
В то время, как прорабатывался список рецептов для первой коллекции, активно шел поиск места для основного процесса: приготовления блюд. В идеале необходимо было бы снимать фотостудию, но с этим связана одна большая проблема – в фотостудиях обычно нет кухни. Вряд ли возможно приготовить много еды в таких условиях. Единственный выход из ситуации: снять квартиру (с достаточно большой кухней, хозяева которой не будут против съемок, и цена которой вписывается в бюджет ) и приобрести все необходимое оборудование для профессиональной фотосъемки. То есть, по сути, создать собственную кулинарную фотостудию.
Следующим шагом было, разумеется, найти фотографа. Причем нужен был не просто профессиональный фотограф, а человек с опытом «вкусной» съемки еды. Оказывается, фотографов, которые фотографируют еду, выделяют в отдельную категорию «Фуд-фотографы». Оно и понятно, ведь самое важное в любом кулинарном рецепте – это блюдо, вызывающее аппетит и желание все бросить и его приготовить.
Большинство кулинарных ресурсов предлагают «невкусные» фотографии (как левое фото). Мы постарались сделать фото очень аппетитными (наша фотография справа)
Самый неочевидный расход при создании кулинарного контента – это еда. Только представьте: в среднем каждое описанное блюдо рассчитано на 4 человек. С учетом того, что в каждой коллекции 50 рецептов, мы каждый раз готовили для 200 человек. На данный момент в приложении 23 коллекций – приготовлено еды для 4000 персон! Это несколько грузовиков продуктов!
И ведь это еще не все! Рецепты необходимо написать понятным для наших пользователей языком, затем отредактировать и внести в наше приложение – каждый из этих двух этапов требует участия двух сотрудников. Рецепты пишет автор под четким руководством повара, готовившего описанные рецепты. Авторские тексты обязательно должны быть отредактированы, а все ошибки исправлены корректором.
Так проходят съемки.
Сколько же на все это потребовалось денег? В среднем, на каждую коллекцию рецептов было затрачено $5000. Вот из чего состоит эта цифра:
- 1000$ фотограф (15 $/час). Причем стоит учесть, что фотограф работает фактически в штате, поэтому цена за работу в 3-5 раз ниже, чем при разовой сделке
- 1200$ – оплата повару за подбор рецептов, готовку и помощь в написании текстов
- 300$ аренда квартиры-студии
- 1000$ – зарплата менеджера и налоги.
- 500$ – стоимость продуктов для одной коллекции (включает стоимость доставки продуктов до места съемки)
- 500$ – литературная обработка текстов, художественная обработка фотографий.
- 500$ тратится на реквизит для съемок и расходные мелочи (например, покупка посуды и различных украшений для фотографий).
На сегодняшний день в приложение вошло 23 коллекции, а к концу года будет добавлено еще как минимум столько же.Конечно, при таких расходах рассчитывать полностью отбить деньги только за счет приложения было бы глупо. Поэтому наш основной партнер издательство «Эксмо» предложили нам отбить часть затрат, выпустив серию книг «Готовят все». Это и послужило хорошим толчком для большого проекта.
Вот теперь мы готовы перейти к разработке приложения.
Разработка приложения
IT команда, состоящая из 3х человек, получила немало полезного опыта на предыдущих приложениях, а также сохранила довольно много полезных наработок. Это помогло быстро решить проблемы обновления базы рецептов без обновления самого приложения и многие другие технические проблемы. Но основные вопросы все же еще висели на повестке дня:
– Как быстро конвертировать полученный контент в формат приложения?
– Что пользователям нужно от кулинарного приложения?
– Как избежать предыдущих финансовых провалов и как работает freemium?
Конвертация контента в приложение
На данный момент в приложении более 1200 рецептов. Для каждого рецепта есть ингредиенты, теги для поиска, несколько фотографий и текстов. Если бы мы переносили вручную все эти данные, то это бы заняло огромное количество времени, контент пострадал от ошибок при перенесении.
Мы решили оптимизировать эту проблему, написав несколько скриптов, которые самостоятельно соотносили фотографии шагов и тексты шагов, выделяли из текстов ингредиенты, выделяли простые теги для поиска (такие как время приготовления). Это заняло около 3х недель. Конечно за это время мы могли перенести 500-800 рецептов, но в итоге эти потерянные 3 недели мы наверстаем при добавлении будущих коллекций.
Скрипты построены таким образом, что перенос одной коллекции рецептов вместе с проверкой результата одним человеком занимал не более 1 рабочего дня. Фактически сейчас после окончания съемок книги, пользователи получают свежий материал уже через пару дней.
Для каждого рецепта есть фотография ингредиентов (фото сверху), финальная (среднее фото) фотография и фотография на каждый шаг рецепта (нижние фотографии). В итоге в каждом рецепте нужно расставить ссылки на 10-12 фотографий. Если бы мы делали это вручную, то наверняка приложение бы еще не вышло до сих пор…
Функционал приложения
При создании дизайна приложения мы понимали, что пользователи помимо контента ожидают от приложения какой-то функционал (это ведь не просто поваренная книга, а приложение).
Удивительно, но изучая конкурентов мы поняли, что одной из самых ключевых и нереализованных вообще ни в одном приложений (включая западные) функций является поиск. Точнее, поиск есть у всех, но что касается работающего поиска – его нет ни у кого. Как оказалось, строка поиска в конкурентных приложениях лучшем случае ищет совпадения в названии рецепта. Т.е. если искать «Блины», то «Блинчики» вы не найдете.
Таким образом мы решили сделать самый базовый функционал кулинарного приложения, сделав хороший поиск, поместив это все в удобный дизайн. Конечно, не имея профессионального дизайнера интерфейсов, нам пришлось перебрать немало вариантов дизайна.
На протяжении всей разработки мы старались сделать дизайн максимально простым. Слева экран рецепта в одной из первых версий приложения. Справа – финальный вариант
Как зарабатывают freemium-приложения?
Заработать на бесплатном приложении сложнее, чем на платном. Ведь платное приложение продал и забыл про него. В бесплатном приложении нужно еще доказать пользователю, что наше приложение хорошее и оно стоит тех денег, которые мы просим.
Путем долгих обсуждений мы решили, мы вывели основные положения монетизации нашего приложения:
- Доступ ко всем рецептам можно получить, купив дешевую автопродляемую подписку;
- Любую коллекцию рецептов можно купить навсегда немного дешевле подписки за 1 месяц;
- VIP подписка (покупка всех рецептов навсегда) – очень дорогая покупка для VIP пользователей;
- 20% всего контента должно быть бесплатным для всех;
Мы не были уверены, что такой метод монетизации сработает, но он сработал. Правда не так как мы ожидали, но об этом я расскажу чуть ниже.
Второй вопрос не что продавать, а как продавать. Изначально мы хотели сделать магазин, в котором будут все наши покупки и подписки сразу, чтобы показать выгодность подписок. Но получилось очень сложно:
Один из первых вариантов магазина, который так и не увидели пользователи
Этот экран был никому не понятен: что здесь покупать, зачем покупать и что дает каждая из покупок. Все кому мы показывали приложение постоянно путались и разбирались в магазине по 5 минут. Магазин претерпел несколько оптимизаций, но в итоге так и не стал проще. Время релиза постоянно откладывалось и мы решили отправлять приложение как есть.
Через неделю мы получили reject за использование автопродляемых подписок. Это подкосило всю изначальную идею монетизации. К тому же оказалось, что для обычных подписок (которые не продляются автоматически) нужно было делать собственную систему восстановления покупок. Это задержало релиз еще недели на 2.
Но везде нужно искать плюсы: эти 2 недели мы использовали для полной переделки магазина. Точнее, в магазине мы оставили только подписки, а коллекции рецептов стали продавать прямо из платных рецептов. VIP подписку переименовали в «Пакет всех рецептов» и предлагать пользователям сразу после покупки отдельных коллекций.
Экран магазина разбился на много мелких, но понятных составляющих
Еще в эти 2 недели мы решили разделить пользователей приложения на сегменты, чтобы иметь возможность делать относительно персональные маркетинговые предложения. Например, если пользователь купил определенную коллекцию рецептов, то он уже никогда не увидит баннер о скидках на эту коллекцию или же конкретно ему будут предложены скидки на какую-то другую похожую коллекцию рецептов. Таким образом, мы можем делать разные скидки разным пользователям, тестируя какие-то ценовые предложения на маленькой группе пользователей и распространяя удачные предложения на всех.
Затраты на само приложение (без учета создания рецептов) составили:
- 16 000$ обошлось программирование и менеджмент iPhone и iPad версий
- 1 400$ стоил дизайн приложения (iPad и iPhone версии, с учетом нескольких доработок)
- 520$ потрачено на продвижение приложения
Мы в App Store!
Наконец, со второй попытки наше приложение попало в App Store. Мы хотели минимизировать затраты на продвижение, максимально использовав наши собственные ресурсы. Всего в продвижение приложения мы вложили около $520. После выхода поддержки iPhone (сначала приложение было доступно только на iPad) нам повезло и Apple нас выделили в российском App Store (мы попали в «Новое и интересное», а позже появились в «Самое популярное»).
Какие результаты мы получили за первые 2 месяца приложения в App Store? На данный момент приложение скачали примерно 250 000 раз (iPad + iPhone). Максимальное место на iPad – 18 среди всех бесплатных приложений в России, на iPhone – 9e.
Что было потом?
Полтора последних месяца мы не занимаемся продвижением приложения вообще. Конечно отсутствие продвижения серьезно повлияло на количество скачек приложения, но при этом никак не сказалось на прибыли. На графике ниже совмещены прибыли и закачки по датам (синия линия – прибыль, красная – закачки).
В общем-то это и был наш план – сделать монетизацию приложения такой, чтобы мы могли зарабатывать даже без активного продвижения. Прибыль держится примерно на одном уровне, не зависимо от количества закачек приложения. Но сработал ли наш план так, как мы этого хотели?
Изначально мы рассчитывали, что основную прибыль будут приносить нам дешевые подписки. Время от времени будут продаваться VIP-коллекции (“Пакет всех коллекций”) и совсем небольшую прибыль будут приносить единичные покупки коллекций.
На графике ниже голубая линия – это наш дорогой “Пакет всех коллекций”, синяя и зеленая – абоенементы на 3 и 12 месяцев.
Самая дорогая покупка оказалась не только самой прибыльной в приложении, но самой продаваемой поштучно. Сделав вывод, что пользователи совсем не понимают что такое «Подписка» в кулинарном приложении, мы решили убрать ее из приложения в последнем обновлении и сконцентрироваться на продаже всех коллекций.
На данный момент выручка приложения $23 800. Если взять в расчет продажу контента через книги (продано где-то 120 000 экземпляров книг), то окупаемость всего проекта мы ожидаем не ранее чем через 1 год.
С момента выхода приложения прошло где-то 2.5 месяца. За это время мы успели выпустить 2 обновления и в ближайшее время планируем выпустить еще одно обновление. Для нас очень важно, чтобы пользователи чувствовали, что «Готовят все!» не умрет через 2 дня, а будет серьезно развиваться, поэтому в каждое обновление помимо обычного багфиксинга и внедрения новых маркетинговых инструментов мы добавляем полезные бонусы для пользователей, которые они просят в рецензиях приложения в App Store.
iPhone + iPad: Freemium [iTunes link]
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: