Dev Story 1000 лучших мест Земли. История о нюансах бизнеса мобильных приложений

ТЕКСТ: МАКСИМ СКРОБОВ. Назовите нас сумасшедшими, но в сегодняшнем мире цифровых технологий и социальных сетей мы занимаемся книгами. Бумажными книгами, которые продаются в обычных книжных магазинах. Однако мы всегда стремимся идти в ногу со временем и не только продавать контент в бумажном виде (или через книжные онлайн-магазины), но выпускать что-то очень современное. Это желание и подтолкнуло нас развить новое направление в нашем небольшом книжном издательстве — разработку мобильных приложений.

Как ни странно, в результате многочасовых исследований рынка мобильных приложений обнаружилась незанятая ниша в темах, на которые выпущено множество книжных бестселлеров. Причем это касается не только российского App Store — такая ситуация наблюдается и на западном рынке.

Мы выпустили более 300 книг и выбрать тему для первого приложения оказалось не так просто. Решили остановиться на издании «1000 лучших мест Земли», которое разошлось огромными тиражами (кстати, на Западе есть популярный конкурент — приложение «1000 Places to See Before You Die», также основанное на материале книги).

Наша книга в магазине стоит около 40 $. Большинство людей считает, что цена формируется за счет затрат на бумагу и дорогую цветную печать. На самом деле это не так — затраты на материализацию (материалы + печать) одного экземпляра книги составляют до 15 % цены. C учетом всех авторских отчислений и логистических затрат чистая прибыль крупного издательства с одной книги — около 50 %. Несмотря на то что в приложении мы собирались использовать тот же контент, вряд ли кто-то купил бы его за 35 $.

Чем же должны различаться двухкилограммовая цветная успешная книга за 40 $ и успешное iPad-приложение, которое в 20 раз дешевле? От приложения пользователи ждут большего функционала — это основная идея, которую мы стремились реализовать. Вот только изначально мы ее неправильно интерпретировали.

Записав первые мысли и создав черновой дизайн, мы получили 60-страничный документ и будущего конкурента Trip advisor. Какой только функционал мы ни запланировали: и заказ билетов с гостиницами, и ведение журнала путешествия, и систему достижений, основанную на «чекинах» в определенных местах земли, и даже просмотр содержимого книги «1000 лучших мест Земли». На бумаге это было самое лучшее приложение для путешественников.

Кликабельно. Вот таким мы видели реализацию экранов: бронирование билетов на самолет и отелей, выбор отеля на карте и наша социальная сеть

Читайте также  Morgan Stanley рекомендует инвестировать в Apple до запуска новых устройств

После оценки сроков и бюджета мы решили отказаться от сложного проекта и повнимательнее присмотреться к нашим конкурентам.

Какие есть недостатки у «1000 Places to See Before You Die»?

  • Приложение жутко тормозит и медленно грузится.
  • Интерфейс крайне запутанный. Например, если вы смотрите текст к определенному месту, вы не можете развернуть фотографию этого места на весь экран. Зато есть отдельный режим просмотра фотографий на весь экран, где вы не сумеете просмотреть описание места. Это только нам показалось странным?
  • Не ко всем местам есть фотографии.

Именно так 60-страничный документ превратился в три тезиса:

  • быстрая и стабильная работа приложения;
  • простой дизайн;
  • целостный контент.

По сути мы сосредоточили силы на тех аспектах приложения, в которых могли применить издательский опыт.

Команда

Для начала необходимо было сформировать IT-отдел в издательстве. Кто же кроме книжного менеджера нужен для переработки бумажной книги в формат iPad-приложения? Программист, дизайнер, верстальщик, тестировщик, автор дополнительных текстов, редактор, корректор и тот, кто внесет метаданные в приложение.

Девять человек для небольшого пробного проекта — это довольно внушительная команда и огромные затраты (всего в штате издательства на тот момент работало около 20 человек, которые выпускали около 100 книг в год).

Мы наняли в штат программиста. Редактор и корректор у нас уже были, они могли уделить внимание текстам приложения в перерывах между книжными проектами. Менеджер вполне способен выступить в роли тестировщика. Остальных сотрудников мы решили искать на фрилансерских сайтах. Проблема возникла только с дизайнером. Кто бы мог подумать, что за двухнедельную работу люди просят 3000 $, не имея при этом портфолио, отказываясь от тестового задания и требуя предоплату 70 %.

Черновик дизайна для экрана поиска

Кликабельно. Оглядываясь назад, часто задумываешься: мы точно выбрали лучший дизайн? (Финальный вариант — справа.)

В итоге наш IT-отдел состоял только из двух человек: книжного менеджера и программиста. То есть серьезный опыт разработки приложений был только у половины отдела.

Но настолько ли важен опыт разработки приложений? Ведь создание книги и простой программы — похожий процесс:

  • программист пишет код — автор книги пишет текст;
  • художник рисует дизайн — верстальщик верстает книгу;
  • тестировщик в свою очередь выполняет роль редактора и корректора.

Разработка

Несмотря на то что проект с виду выглядит очень простым, возникала масса непредвиденных проблем.

Читайте также  ТОП халявы (01.05.2014)

Например, мы хотели, чтобы для каждого места была уникальная верстка текста. Казалось бы, нет ничего проще для издательства с несколькими опытными верстальщиками. Книги мы верстаем в программе Adobe InDesign, а итоговые файлы выводим в PDF-формате. Для приложения этот формат не подходил. Идеальная комбинация — вывод контента в HTML-формат, но InDesign делал это крайне некорректно. Зато он хорошо выводил контент во FLASH-формате, который в теории можно конвертировать в HTML5. Но все это было весьма сложно и загружало верстальщиков ненужно работой. Поэтому мы приняли решение предоставлять весь контент пользователю в виде обычных картинок. Да, в приложении практически нет текстов, зато много изображений.

Особое внимание мы уделили карте мира. Нам изначально не хотелось использовать онлайн-карты, поэтому мы нарисовали свои. Затем мы их анимировали, что заняло чуть ли не треть времени, затраченного на всю разработку.

Кликабельно. Эволюция карты мира (финальный вариант — справа)

Мракетинг. Здесь нет опечатки

Маркетинг и продвижение — именно в этом опыт книгоиздания не работал. После выхода книги о ее продажах почти месяц ничего неизвестно. App Store же, напротив, — очень динамичный магазин, в котором результаты продаж видны каждый день и можно постоянно следить за местом в топах и быстро реагировать на падение рейтинга.

Мы опубликовали приложение в App Store без каких-либо проблем. Тут же возник вопрос: что дальше? Людей, занимающихся маркетингом, у нас не было. Поэтому пришлось надеяться на чудо, что наш скромный план продвижения сработает.

В нем было всего два пункта:

  • обзоры на тематических сайтах;
  • раздача промокодов.

Чудо все-таки случилось, и обзор на iPhones.ru сделал свое дело.

Этот скриншот мы распечатали и повесили на стену в офисе

График количества скачек приложения. Дела шли хорошо только первое время…

Мы продержались на 1-м месте российского App Store около недели, что довольно неплохо для первого шага.

Всего за пять месяцев платную версию приложения скачали почти 22 000 пользователей, бесплатную — 48 000. Конечно, подобный успех не мог не вызвать гипертрофированного оптимизма, мы приняли решение выпустить еще несколько программ для путешественников.

Что касается финансовой стороны вопроса, то мы для себя учли одно: рынок мобильных приложений не так прост, как казался вначале. Мы столкнулись с большим количеством проблем и незапланированных затрат. К сожалению, успеха «1000 лучших мест Земли» другие наши приложения не повторили.

Читайте также  Apple запустила в Twitter новый игровой аккаунт

Что пошло не так?

Формируя план на ближайший год, мы руководствовались стереотипами книжного бизнеса: выпускаем много приложений, каждое из которых нам будет приносить немного прибыли. Именно так работает книжный бизнес: успешная книга продвигает себя сама и каждый месяц приносит примерно одинаковое количество денег. То есть выпустив определенное количество книг, можно уехать в долгосрочный отпуск, пока они будут на вас работать.

. Наше довольно успешное приложение «1000 лучших мест Земли» уже через пару месяцев стало зарабатывать 10 $ в день. При этом в параллельную разработку мы запустили три новые программы. Стало очевидно: чтобы приложение приносило прибыль, нужно его поддерживать. Чем больше приложений, тем больше расходов на поддержку. Довольно неожиданно пришло осознание, что нужно серьезно перестраивать бизнес-модель : от большого количества приложений с малым количеством контента переходить к малому количеству приложений с большим количеством контента.

Хочется добавить…

Когда человек берет в руки огромную книгу, он тут же видит ее объем, может быстро окинуть взглядом страницы и текст.

В комментариях к приложению мы получили несколько негативных отзывов, связанных с недостаточным описанием мест, количеством фотографий и в целом мест.

Согласитесь, в программе не так мало информации, если смотреть на нее в книжном виде.

Выпустив обновление приложения, мы постарались устранить недостатки: количество мест теперь почти 2000 (950 мест можно купить дополнительно), добавлены новые фотографии.

Сейчас проект ненадолго приостановлен, но скоро мы серьезно обновим «1000 лучших мест Земли».

iPad: 33 руб. [iTunes link]

iPhone: 33 руб. [iTunes link]

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

RIOS