Являюсь давним поклонником жанра скролл-шутеров. Это когда летит некий вертолет, самолет, космолет или какое иное тело, как в AstroFish, и расстреливает все вокруг в 2D-проекции. Начиналось все еще в 80-е с River Raid, F-Shark, R-Type на и с тех пор любовь к такого рода играм не отпустила. Как только вижу достойного представителя жанра в App Store, так сразу покупаю. Аналогичная история вышла и с Sine Mora, причем я как-то умудрился пропустить этот релиз на других платформах, и его появление для iOS стало откровением. Игра куплена, запущена и… буквально через полчаса iPad чуть не полетел в стену. Еще через полчаса я решил, что пора все-таки исполнить давнюю мечту и купить PS Vita. Что из всего этого вышло — читайте ниже.
Поспешили с релизом
Вообще, история с появлением Sine Mora в App Store весьма запутанная. Вначале игра была доступна буквально несколько часов и я успел ее в это время купить. Потом она пропала. Вероятно, проблема была в том, что разработчик не наладил вовремя облачный сервис для поддержки продукта. В нем используется странный подход, когда сохранение текущего прогресса и достижений реализуется через Facebook.
В целом, не проблема, все-таки самая популярная социальная сеть в мире. Но почему бы не использовать Game Center? Да и тех, кто не работает с Facebook, необходимость заводить соответствующую учетную запись не порадует.
Так вот, сразу после релиза странный сервис Sine Mora в Facebook не работал, игра просто сообщала о какой-то ошибке. Соответственно, прогресс сохранить было нельзя, достижениями поделиться тоже. Ну и ладно, поиграю пока так. К тому же, буквально на следующий день игра снова появилась в App Store, и облачный сервис заработал.
Второй момент поспешности запуска заключается в том, что игра оказалась не оптимизирована под устройства на базе Apple A4, то есть iPhone 4 и iPod touch соответствующего поколения, и вначале работала на них ужасно. Кроме того, графика в сравнении с консольными аналогами, включая версию для PS Vita, оказалась сильно упрощена. То есть, отвечающие за портирование игры люди банально схалтурили, так как iOS-устройства последнего поколения по своей производительности превосходят портативную консоль Sony.
Третий момент — это управление. Первая версия предлагала лишь вариант с виртуальным джойстиком. Да, он был довольно отзывчивым, но палец то и дело покидал активную зону и самолетик разлетался в клочья. Это и было причиной моего лютого раздражения сопровождающегося желанием запустить планшетом в стену.
Но не заставившее себя ждать обновление решило практически все проблемы, добавив новые схемы управления и предложив намного улучшенную графику. Если бы компания выпустила на две недели позже сразу эту версию, то сэкономила бы немало нервов игрокам и получила бы больше положительных отзывов в прессе. К счастью, я не стал строчить обзор сразу после релиза Sine Mora и сейчас пишу на основе впечатлений от доработанной версии. Более того, намерен сравнить ее с вариантом для PS Vita, а также опыт игры на сенсорных устройствах и игровой консоли с аппаратными органами управления в целом.
Невероятная история мести в мире дизельного стимпанка
Обычно у скролл-шутеров нет сюжета как такового. Лети себе и уничтожай врагов пачками, да шинкуй боссов на мелкие дольки. В этих играх важнее сам процесс, чем какая-то эфемерная история.
Но Sine Mora ломает рамки жанра, предлагая очень необычный сюжет и игровой сеттинг. Всё происходит в некоей вселенной и в разные временные точки. В игре переплетается история мести отца и это приключение в прошлом, а также группы товарищей из расы Enkies, способных перемещаться во времени и пытающихся уничтожить некую «», поработившую их народ.
Каждая глава — это прыжок между двумя историями, которые подаются в форме текстовых вставок, анимации на игровом движке и разговоров персонажей. В общем-то, можно забить на сюжет, тем более, что для его понимания требуется знание английского языка хотя бы на продвинутом базовом уровне. Но если вы все-таки к нему присмотритесь, то получите дополнительную порцию удовольствия. История действительно неординарная.
Более того, очень необычен и мир вокруг, да и этапы совершенно разнообразные. Представьте себе гротескное объединение стимпанка и высоких технологий, чудовищного энергетического оружия и дизельных моторов с пропеллером, эффективно работающих как в воздухе, так и под водой. Все это Sine Mora.
А если вспомнить о невероятных местных боссах, то «крышу срывает» напрочь в хорошем смысле выражения. Колобок со щупальцами и встроенным мегалазером (его так и зовут «Kolobok»), чудовищная подводная лодка, нашпигованная ракетами и пулеметами, сумасшедший бронепоезд, каждый вагон которого — это тоже своего рода мини-босс — сражаться с такими очень интересно и даже более захватывающе, чем «крошить» обычных врагов.
Неразрывно связанное с «рекой времени» рубилово-мочилово
Занятно, что в Sine Mora нет традиционной линейки «здоровья» или «брони», как в других играх такого жанра. Хотя с первого попадания вас тоже не уничтожат, как в классическом R-Type. В качестве некоего мерила здесь используется время.
На каждый этап отведено определенное количество времени. Уничтожая врагов и подхватывая выпадающие из них бонусы его можно увеличивать. Если в вас попадают вражеские снаряды, ракеты и «лучи смерти», то время резко сокращается и это на фоне неумолимого обратного отсчета.
То есть, не стоит сильно задерживаться на боссах или пытаться найти укромный уголок, в котором никто вас не достанет. Это путь в никуда, вернее, к проигрышу. В таком случае время обязательно заканчивается и первое же попадание отправляет вас к праотцам.
Намного выгоднее тактика тотального рубилова-мочилова — стреляй во все, что шевелится, хватай бонусы, прокачивай оружие и ничего не бойся. Ведь жизнь — это лишь миг в бесконечной реке времени. Значит, надо прожить этот миг ярко и надрать всем супостатам задницы.
А надирать их есть чем, начиная от классических «пукалок», то есть пулеметов, которые постепенно прокачиваются, увеличивая количество стволов и скорострельность, и заканчивая спецспособностями пилотов и кораблей. Это может быть замедление времени, внезапное ускорение корабля, неразрушимый щит с ограниченным ресурсом и т. п. Среди дополнительного оружия стоит упомянуть о мегабомбах, сносящих все на половине экрана, чудовищных энергетических лучах, огневой поддержке роботов-беспилотников, самонаводящихся ракетах, но это далеко не весь арсенал.
Кроме того, основное оружие прокачивается не на постоянной основе («суперстволы» развивать нельзя). Собирая красные сферы, вы повышаете его эффективность и огневую мощь, но стоит попасть под вражеский огонь или врезаться в препятствие, как все собранные сферы разом вылетают из корабля и устремляются в разные стороны! Успели собрать их снова — отлично, вернули ураганную мощь. Не успели — придется довольствоваться «пукалкой» и надеяться, что по на подходах к боссу успеете прокачать пушку вновь.
3D-красоты 2D-стрелялки
Графически Sine Mora является оним из самых красивых скролл-шутеров современности. Хоть действо в игре происходит в двух измерениях, в ней по полной программе используется 3D-графика. Причем все модели, начиная от самолета главного персонажа и заканчивая завалящим вражеским ботом, выполнены на очень высоком уровне, они детальны и пестрят качественными текстурами с эффектом металла, отражений и прочими плюшками.
Более того, не менее детально отрисован и сам мир. На огромном заводе по сборке роботов в реальном времени собираются железные машины из запчастей, во все стороны летят искры, механические руки перемещают части железных тел, спаивают их и совершают другие операции. Если это джунгли, то они колышутся, летает какая-то живность, вода внизу переливается и блестит на солнце. Попадаете в подводный мир и соответствующим образом меняется палитра, окружение, эффекты. Все выполнено на высшем уровне и особенно сочно смотрится после обновления Sine Mora.
Не менее шикарно выполнены и всевозможные взрывы, эффекты от действия того или иного оружия и разлетающиеся на части враги. Картинка живая и она очень впечатляет. Хотя, игра работает не на весь экран. Активная область занимает примерно 60% площади дисплея, что в принципе не критично на iPad mini или на полноразмерном iPad, но совершенно неудобно на iPhone.
Кстати, в игре можно выбрать несколько уровней качества графики. Я использовал максимальный на iPad mini, iPhone 5 и iPad 4. Во всех случаях вроде бы игрушка работала хорошо, но это лишь на первый взгляд и пока не начинаешь напрямую сравнивать с конкурентом в лице PS Vita.
Об этом мы поговорим чуть ниже, а в завершение этого раздела повторюсь — Sine Mora один из красивейших скролл-шутеров на iOS и в принципе одна из самых потрясающих в графическом плане игр для этой платформы.
Сенсор против тру джойстика и кнопок
Обзавестись PS Vita я хотел давно, фактически с момента релиза консоли. От покупки меня удерживало лишь вечное отсутствие свободного времени, чтобы играть много и с удовольствием, а также весьма суровый ценник на игры.
Но когда узнал, что Sine Mora есть для PS Vita, а также вспомнив о давней мечте яростно порубиться в Super Stardust Delta, невероятно впечатлившей меня при первом испытании консоли в начале прошлого года, мое желание присоединиться к дружной армии владельцев этой консоли стало непреодолимым. К тому же ну очень хотелось сравнить напрямую одну и ту же игру на iOS и PS Vita — это уже гаджетоман внутри буянил.
Решил немного сэкономить и купить Б/У консоль, но в итоге сэкономил весьма прилично, получив не только приставку в отличном состоянии и с пленкой на экране (его защищает пластик, так что скринпротектор не лишний), 16-гигабайтную карту памяти, набор аксессуаров, игру Little Big Planet на картридже (вернее, на проприетарной карте памяти), но также весьма прокачанную учетную запись PSN с парой десятков купленных игр, среди которых была и Sine Mora.
Естественно, я не «открою Америку», если скажу, что на PS Vita играть удобней, чем на iPad mini, iPad 4 или iPhone. Но разница оказалась не только в аппаратных органах управления, хоть они дали очень немало.
Стоит отметить, что после обновления в Sine Mora для iOS в игре добавились новые схемы управления помимо стандартного виртуального джойстика. Например, «плавающий» джойстик, который появляется в любом месте, где коснешься экрана. Но наиболее удобный вариант — это Relative Touch. То есть самолет реагирует на движения пальца напрямую — быстрее двигаешь, значит быстрее перемещается машина, медленнее — соответствующим образом реагирует и судно.
Управляемость самолета, конечно, улучшилась, но далеко не всегда палец хорошо скользит по экрану, а в случае с большим iPad частенько приходится еще и руку лишний раз перемещать. Бывают ситуации, когда просто не успеваешь как надо среагировать.
Удобнее всего играть на iPad mini. На iPhone — слишком маленький экран и область для маневров пальцами в режиме Relative Touch, а с виртуальным джойстиком вообще все грустно. На большом iPad, как я упоминал выше, иногда приходится тянуться пальцем так сильно, что перемещаешь всю руку, а это удобства не добавляет.
Вроде бы как играешь на планшете нормально, но большого удовольствия именно от управления судном не получаешь, не можешь выписать изящный вираж, облетев град пуль, врага и все равно успев вернуться назад и расстрелять его. А палец постоянно умудряется закрыть нужную область дисплея, особенно на iPhone, и это несмотря на то, что игра занимает не весь экран.
На PS Vita же все намного бодрее и вот тут уже играешь с удовольствием, а не только ради того, чтобы пройти подальше и увидеть побольше, особенно боссов. Напомню, что в последней портативной консоли Sony очень классные аналоговые стики. По сути копия таковых в полноценном фирменном джойстике DualShock. Да и использовать спецспособности и супероружие с помощью аппаратных кнопок намного удобнее, чем кликать в определенную область на сенсорном дисплее планшета.
Не меньше поражает то, как игра работает на PS Vita. Картинка сочнее и красивее. А, что самое главное, изображение рендерится с частотой 60 кадров в секунду — игра работает НАМНОГО плавней, чем даже на iPad 4. Особенно разница бросается в глаза, когда сравниваешь напрямую: вот играешь на iPad и тут же берешь в руки PS Vita — просто чудовищный контраст. На консоли — настоящая игра, на iOS-устройстве — какой-то суррогат.
Возможно, я передергиваю или же несколько преувеличиваю, но совокупность факторов — удобное управление, доставляющее удовольствие от игры, графика и очень быстрый и плавный рендеринг — делают свое черное дело. При прямом сравнении одной и той же игры понимаешь, что сенсорное устройство никогда не сравнится в определенных жанрах со специализированной консолью.
Рекомендую оценить все это вживую в видеообзоре:
Если действительно любите стрелялки и экшен, файтинги и платформеры — купите портативную консоль и получайте в дороге удовольствие. Если же нравятся игры в жанре TowerDefence, стратегии, всякие вариации «три-в-ряд» и другие представители жанров, наиболее удобных для сенсорной панели, тогда, конечно же, хватит планшета или смартфона.
Сравнив напрямую Sine Mora на iOS и PS Vita, я понял, что у карманных консолей Sony и Nintendo еще есть будущее, потому что всегда найдутся люди, которым важны описанные мной выше моменты. Разница же в качестве работы игры показала все еще неиспользованный потенциал PS Vita, которая легко уделала намного более производительный iPad 4.
Да, вполне возможно, что схалтурили программисты. Да, попытались адаптировать игру под целый сонм iOS-устройств и не стали «вылизывать» ее для качественной работы на гаджетах последнего поколения. Но ведь так всегда было — начиная со времен противостояния PC и игровых приставок в дремучие 80-е и позже. Четко обозначенные аппаратные рамки позволяют программистам выжать максимум из «железа» и выдать такую картинку и динамику, до которой компьютеру или в данном случае планшету и смартфону еще далеко. Вспомните God Of War для древней PSP — консоли, которая была выпущена еще в 2004 году. До сих пор мало какая игра для iOS может похвастаться таким уровнем графики. Что уж говорить о PS Vita, более чем на порядок превосходящую предшественницу в производительности.
Подведем итоги
Таким образом, конкретно Sine Mora для iOS по полной программе сливает версии для PS Vita, но так будет с любой стрелялкой и с любым экшеном на этих платформах. Аппаратные органы управления и четкие рамки по «железу», когда не надо адаптировать игру под несколько устройств сразу, решают.
Тем не менее, игра остается одним из лучших скролл-шутеров для iOS, и если вы не станете сравнивать ее напрямую с версией для консоли, то получите немало удовольствия от процесса прохождения. Да и не стоит забывать, что для мобильных платформ есть масса уникальных игр, идеально адаптированных под сенсорное управление.
Это две совершенно разные ветки развития в игровом плане — универсальные сенсорные устройства и специализированные карманные приставки. В определенной степени они конкурируют, причем Apple умудрилась выбить почву из-под ног Sony и Nintendo за счет агрессивной ценовой политики и массовости смартфонов и планшетов. Но при этом не первый год платформы существуют вместе и для них выходят интересные и самобытные проекты.
Я надеюсь, что Sony и разработчики еще не один год будут поддерживать PS Vita, да и набор готовящихся к релизу игр это подтверждает. Люди же продолжают активно покупать качественный контент, несмотря на цены. Ведь можно купить 20 шлаковых игр по баксу, а можно взять одну большую игрушку и получить от нее массу удовольствия. Настоящие геймеры меня поймут.
iPhone + iPad: 199 руб. [Скачать из App Store] Геймплей: 4+, Управление: 3, Графика: 5, Звук: 5, Цена/Качество: 5, Вердикт: 4
Источник: